Ростов-на-Дону. Пропащее дело

    Почему каждому второму автомобилисту не удается вернуть свою угнанную машину

    Раскрываемость автомобильных краж донской милицией составляет всего 43 процента. Почему же каждому второму автомобилисту не удается вернуть свою угнанную машину?

    Угонщики в законе

    — Для чего угоняют автомобили? — переспрашивает Николай, автомобильный вор в отставке. — Ради товара, который находится в машине, ради выкупа за возвращенный автомобиль, на запчасти, под заказ. Почему угоняют? Шанс разбогатеть — велик, а вероятность понести наказание — ничтожна.

    Согласно статье 166 Уголовного кодекса РФ угон — это "неправомерное завладение автомобилем без цели хищения", все остальное — "кража" (статья 159). Пойманные с поличным воры на следствии предпочитают говорить, что взяли машину "покататься", и доказать, что они ее украли с целью сбыта невероятно сложно. Доказательством могут служить, например, детали других транспортных средств, которые, понятное дело, умные правонарушители дома не хранят. В итоге липовых угонщиков отпускают под подписку о невыезде, после чего они продолжают похищать автомобили на продажу.

    МВД России подготовило пакет документов, в котором предлагается вообще отменить статью 166 ("угон") и дополнить статью 159 ("кража") параграфом о завладении транспортным средством. Пакет документов вносился на рассмотрение в Государственную Думу прошлого созыва, но депутаты эту инициативу отклонили.

    Есть у милиционеров претензии и к Гражданскому кодексу, который позволяет управлять автомобилем по доверенности "простой формы", то есть не заверенной у нотариуса. Благодаря этому преступник может свободно ездить на угнанной машине с перебитыми номерами, предъявляя сотрудникам ГИБДД им самим написанную бумажку. И закон формально на его стороне.

    КВН на дорогах

    Проблема номер два — техническое отставание милиции от преступников.

    — В прошлом году мы задержали преступную группу, которая сделала сканер из обыкновенной электронной игрушки, "тетриса" и вскрывала любую машину в считанные секунды, — рассказывает корреспонденту Южного представительства "РГ" Игорь Розин, заместитель начальника отдела дорожно-патрульной службы Управления ГИБДД ГУВД Ростовской области. — Преступники научились так искусно перебивать заводские номера на узлах и агрегатах автомобиля, что обнаружить подделку крайне сложно. Для этого нужно иметь специальный дорогостоящий прибор. В Ростовской области такой пока имеется в единичном экземпляре — в областном МРЭО, а по-хорошему они необходимы на каждом контрольном посту милиции.

    Современной аппаратуре донские милиционеры зачастую могут противопоставить лишь личную смекалку и находчивость.

    В городе Каменске-Шахтинском долгое время работал инспектор ДПС, который интуитивно чувствовал угнанные машины. Бывало, он часами сидел в машине на дороге, а потом буквально подскакивал на месте:

    — Носом чую, сейчас мимо поедет "угон".

    Пятое чувство не подводило инспектора. Когда он выходил на пенсию, руководство местного батальона ДПС просило ветерана "натаскать на угонщиков" молодых сотрудников. Но ничего из этой затеи не вышло — дар либо есть, либо нет.

    Другой веселый и находчивый инспектор трудится в Ростове. Работая в ГАИ Железнодорожного района, нынешний начальник отдела сыска городского управления ГИБДД Владимир Балинец разыскивал угнанные автомобили при помощи нестандартных средств — вплоть до малой авиации.

    — Мне сообщили о мастерской по разборке угнанных машин на детали, — вспоминает Балинец. — Я отправился по адресу, но в течение нескольких дней мне никто не открывал дверь. Тогда я попросил электромонтеров поднять меня над подозрительным двором в люльке машины, которая используется для ремонта уличных фонарей.

    Таким образом был найден один угнанный автомобиль и установлено несколько адресов криминальных автомастерских. Когда же стало понятно, что электромонтеры могут поднять свою люльку далеко не везде, инспектор подружился с дельтапланеристами. В обмен на канистру бензина они предоставили ему дельталет (дельтаплан с мотором). За 20 минут полета Балинец заглянул с высоты птичьего полета во все дворы, куда другим способом попасть не получалось. Так было раскрыто еще несколько дел.

    Но неожиданно руководству УВД пришло грозное письмо из управления гражданской авиации, и полеты пришлось прекратить.

    Привлекают к поиску угонщиков и население. Разумеется, за деньги. А в городе Шахты налажено сотрудничество с таксопарками, имеющими собственные диспетчерские службы. Теперь данные об угнанных автомобилях моментально транслируются не только на милицейской частоте, но и на таксистской — благодаря сообщениям таксистов уже было обнаружено несколько угнанных машин.

    — Если автомобиль пропал, следует как можно быстрее сообщить об этом в органы внутренних дел по телефону "02", — говорит Игорь Розин. — А пока оперативно-следственная группа едет к вам, опросите возможных свидетелей кражи — может быть, они видели, кто подходил к вашей машине, садился в нее. Граждане охотнее общаются с самими потерпевшими, чем с милиционерами.

    Правда, найти — совсем не значит вернуть.

    Автомобилист в роли Пинкертона

    Что может быть для автомобилиста страшнее, чем лишиться своего автомобиля? Найти его и снова потерять. Думаете, так не бывает? Напрасно. У ростовчанки Жанны Пунда случилось именно так, причем оба раза ее "шестерку" угоняли с платных стоянок, прямо из-под носа парковщиков.

    Первый угон случился 6 февраля 2001 года. На следующий день Первомайским ОВД было возбуждено уголовное дело. Прошло два месяца, и дело приостановили. Тогда Жанна Леонидовна начала самостоятельные поиски, и лишь спустя два года они увенчались успехом. За содействием Пунда обратилась в службу розыска. Когда представился удобный момент, милиционеры остановили машину, на которую указала ростовчанка, для проверки документов. Выяснилось, что у человека, который находился за рулем, никаких документов, кроме липовой доверенности, заполненной с ошибками, не было. Госномера были другие. Но автомобилистка понимала: перед ней — ее автомобиль.

    — На нашей "шестерке" на радиаторе — грубая сварка, — доказывала Пунда. — Существует также характерное повреждение пола салона, нестандартное заднее стекло.

    Уголовное дело по факту угона автомобиля было возобновлено, и наступили долгие дни ожидания. Дело сдвинулось с мертвой точки только после того, как потерпевшая обратилась с жалобой в УВД города. Наконец была проведена необходимая экспертиза на предмет установления заводских номеров агрегатов и узлов. Но ее результаты ростовчанке сообщить отказались "в интересах следствия". Машину опечатали и отогнали на стоянку, которая к милиции никакого отношения не имеет. Неожиданно 18 февраля этого года автовладелице позвонил следователь и поинтересовался, не забирала ли она свою машину? Получив отрицательный ответ, он сообщил, что "шестерка" со стоянки исчезла. Как выяснилось позже, какой-то мужчина прошел на стоянку, спокойно сел в машину и уехал.

    Потеряв всякую веру в правоохранительные органы, Жанна Пунда снова начала самостоятельный розыск своей "ласточки". Чем закончится эта история, непонятно.

    Справка "РГ"

    В 2003 году в Ростовской области было совершено 1682 кражи и угона автотранспортных средств. Лишь 724 преступления были раскрыты. За три месяца этого года своих машин лишился 331 автовладелец (в тот же период прошлого года — 268). Особой популярностью у угонщиков пользуются дорогие машины: новенькие "Жигули" 99-й, 12-й, 10-й моделей, "Ауди", "Мерседесы".

    Полезная информация

    Автосигнализация с электронной начинкой — защита весьма сомнительная. Куда надежнее крайне дорогие системы спутникового оповещения и … дешевые механические средства. В Ростове есть мастера, которые прячут "секретки" в неожиданных местах (например, втыкают гаечный ключ в коленвал), так что машину невозможно завести, а следовательно, и увести.

    Другой способ — застраховать автомобиль. В страховой компании вас обязательно спросят, сколько вам лет, какой у вас стаж вождения, какого возраста ваш автомобиль, сколько он стоил, какого года выпуска, оборудован ли он сигнализацией, сколько человек им могут управлять. Исходя из этого, вырисуется и стоимость страховки. В одной солидной ростовской фирме мне предложили застраховать мой виртуальный ВАЗ-21099 стоимостью 130 тысяч рублей 2003 года выпуска за 7 тысяч рублей на один год. Всю сумму лучше внести сразу, если выплачивать ее по частям, она будет еще больше.

    Кстати, никто не будет страховать вашу машину, если она не стоит в гараже или на охраняемой стоянке с 23 часов до 6 утра. От представителей автостоянок стоит потребовать сохранную расписку или квитанцию — если вдруг машина пропадет, вы сможете обратиться в суд и потребовать от стоянки компенсировать вам ее стоимость.

    И учтите: от страховой компании в случае кражи автомобиля свои деньги вы получите. Лишь через два месяца, когда уголовное дело будет закрыто, в милиции вам выдадут справку, с которой вы и пойдете к страховщикам. На руки вы получите стоимость пропавшего автомобиля с вычетом 5 процентов федерального налога.