Тату для "железного коня"
Тату на металле
- В автомобильном бизнесе я уже восемь лет, - рассказывает "РГ" хозяин одной из фирм, занимающейся аэрографией, Кирилл Тагаков.
Чтобы открыть свою мастерскую, нужно не менее 40 тысяч долларов. Соответствует затратам и стоимость работ. Цена рисунка в зависимости от размера и сложности варьируется от 500 до 10 000 долларов.
До этого он долго работал в автосервисе, но потом надоела рутина, вот и решил заниматься чем-то нестандартным и "безбашенным". Примерно год назад удалось наконец открыть свое дело. Нашел классного художника, других мастеров, и работа закипела.
- Может быть, сейчас разрисованных машин по нашим дорогам ездит немного, но аэрография действительно становится в последнее время модной, так что на отсутствие заказов не жалуемся, - говорит он. - Уверен, через несколько лет именно Россия будет задавать тон на этом рынке.
Пока же лидерами в области аэрографии считаются европейцы - там сложились давние традиции, да и материалы российским мастерам приходится заказывать из-за рубежа. В основном это касается краски. На ней аэробрашеры предпочитают не экономить, поэтому используют краску "глазурит", поставляемую из Германии. Килограммовая банка этого продукта стоит около 140 долларов. Для сравнения, цена обычной краски редко превышает 600 рублей. Так что аэрография - занятие не только прибыльное, но и требующее немалых затрат.
- Рисунок наносится на обезжиренную поверхность, - делится Кирилл секретами мастерства. - Разумеется, она должна быть идеально ровной - без сколов и вмятин. Существует несколько способов для его нанесения. Часто применяют overhead (с английского - перевернутая голова), то есть используют проектор, отражающий рисунок на поверхности. Многие не гнушаются и трафаретом, но его в основном используют для переноса надписей, да и к творчеству такая работа имеет довольно опосредованное отношение. Наш художник предпочитает технику freehand (с английского - свободная рука), то есть без всяких эскизов рисует на подготовленной поверхности. Что получится в итоге, не знает, наверное, даже он сам.
- В первый раз аэрографию я увидел году в 98-м, - вспоминает Илья Мельников, художник из фирмы Кирилла. - Честно говоря, просто обалдел, настолько все было красиво и качественно выполнено. Особенно меня поразила совсем маленькая работа - на люке бензобака была нарисована маленькая мышь. Точность линий и реалистичность, с которой был сделан этот серый грызун, видимо, и предопределили мою судьбу. Уже потом разукрасить капот своей машины захотела моя сестра. Я начал узнавать, что, где и как, вот и попал в эту "тусовку".
Краска высыхает очень быстро - буквально через пятнадцать минут. Оконченный рисунок здесь же покрывают лаком.
Скорость выполнения заказов варьируется очень сильно. Если картинка небольшая, достаточно одного-двух дней, масштабные полотна делают в течение нескольких недель.
Цена работы - вещь тоже весьма относительная. Зачастую действует принцип "как договоришься". В любом случае речь идет о сотнях, а иногда и тысячах долларов. Самый дорогой заказ фирмы Кирилла тоже пока стоит в гараже. Джип Land Cruiser разрисован со всех сторон - двери, капот, крылья, задняя панель. Изображения в основном посвящены фантастическим мирам - металлические хищники и тому подобная фантасмагория. Подобная тема у Ильи любимая, и здесь его фантазия разыгралась не на шутку. Кроме рисунков в авто меняют обшивку салона, ставят "навороченную" стереосистему. По словам Кирилла, столь масштабная работа "тянет" тысяч на тридцать долларов.
На вкус и цвет
Выбор тематики рисунка зависит от многих параметров. Учитывается не только желание заказчика, но и модель машины, ее цвет.
- В первую очередь я смотрю на саму машину, - рассказывает Илья Мельников. - Есть цвета просто не совместимые друг с другом. К примеру, морская тема на красном автомобиле будет смотреться просто безвкусно. И наоборот, глупо рисовать языки пламени на зеленой машине. Более-менее универсальными цветами являются белый и черный, да и то с оговорками. Эти тонкости приходится объяснять клиентам, общение с которыми - необходимая часть работы. Нужно поговорить с заказчиком, узнать его вкусы, характер. Необходимо, чтобы рисунок соответствовал не только внешнему виду машины, но и темпераменту ее владельца.
Фантазия русских людей безгранична. По признанию аэрографов, больше всего наши сограждане любят всяческих уродцев, поэтому чаще всего заказывают монстров, черепа, драконов, хищников, "чужих" и так далее. Один автолюбитель увековечил на машине собственного лабрадора, другой - игуану. Цветочки и пейзажи в отличие от "хипповских" шестидесятых нынче не в моде.
- Недавно приехал мужчина из Твери, - рассказывает Кирилл. - Он фанат группы Pink Floyd, поэтому попросил разукрасить свой джип в стиле их самого известного альбома The Wall. Пробный рисунок на колпаке запасного колеса - скрещенные молотки - ему понравился. Теперь ждем, когда он пригонит машину для дальнейшей раскраски. Был и более необычный заказ - перед выборами приехали ребята и попросили изобразить на колпаке "запаски" Жириновского, причем во время речи.
Белая ворона
Несмотря на моду, машины с аэрографией "на борту" - зрелище на наших дорогах довольно редкое. Она привлекает внимание всех - водителей, пешеходов, автоинспекторов. Неинтересна она лишь одной категории граждан - угонщикам. На таком авто не затеряешься в потоке машин: свидетелей - масса, да и перекрашивать автомобиль нужно обязательно. Дело это слишком хлопотное, поэтому разрисованные машины предпочитают не трогать.
Впрочем, по словам аэрографов, эта причина для автовладельцев все же не главная. Самым важным для людей остается уникальный рисунок и возможность выделиться. "Противоугонность" - лишь приятное дополнение и еще один аргумент в пользу аэрографии.
- Наши клиенты, разумеется, люди не бедные, - анализирует Кирилл. - Они крепко стоят на ногах и при этом - весьма неординарные, с нестандартным мышлением. Что интересно, женщин аэрография не сильно привлекает. В основном имеем дело с мужчинами. Все ездят на иномарках - российские автомобили не приходилось разрисовывать ни разу. Как правило, машина у заказчиков не единственная. Аэрографией украшают "парадное" авто - чтобы ездить на пикники, встречи и рауты. Каждый день такие машины эксплуатируют немногие.
Отчасти виной тому пресловутая заметность авто. Как признаются клиенты Кирилла, автоинспекторы стали останавливать их гораздо чаще, причем отнюдь не за какие-нибудь провинности.
- Многие гаишники просто хотят поближе посмотреть рисунок, поинтересоваться, где он сделан.
Проблем с законом, по уверению ребят, аэрография не доставляет. Допустимо разукрашивать до 50 процентов автомобиля, да и то если рисунок и кузов кардинально отличаются по цвету. Так что перерегистрировать машину не нужно, главное - меру знать.
- Не нужно путать аэрографию с теми наклейками, которые используют модные нынче стритрейсеры, - поясняет Кирилл. - Уличные гонщики украшают автомобили винилом, который гораздо дешевле и не имеет ничего общего с краской, как, впрочем, и наши клиенты с гонщиками. Это совсем другая культура. Если нам важен творческий процесс и внешний вид машины, то для стритрейсеров главное - "начинка" авто. О внешних атрибутах они заботятся не так сильно - ставят спойлеры, обтекатели, да и те - для улучшения аэродинамики. Выяснилось, что далеко не все нестандартные изображения, которые мы видим на машинах, являются аэрографией. Гораздо чаще вместо дорогой краски и лака владельцы используют обычные наклейки. Как говорится, "дешево и сердито". Чаще всего такие наклейки используют организации - служебные машины не просто колесят по городу, а одновременно рекламируют название фирмы. Именно на увеличение числа заказов крупных компаний в ближайшем будущем надеются аэробрашеры. К примеру, по просьбе одной известной организации недавно был разукрашен большой автобус, который теперь колесит по городу.
Что интересно, и Кирилл, и Илья на работу добираются на общественном транспорте. Говорят, так быстрее и удобнее.
Комментарий
- Честно говоря, с проблемой регистрации автомобилей с аэрографией мы не сталкивались ни разу, - заявил "РГ" старший инспектор отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД ГУВД Москвы Игорь Колосков. - Мы руководствуемся "Положением о паспортах технических средств", в пункте 2.2.8 которого четко указано: "Цвет кузова (кабины) указывается в строке 9 как определяемый визуально один из следующих цветов кузова (кабины): белый, желтый, красный... или наименование иных цветов". Так что никаких проблем с тем, что, скажем, на капоте машины нарисован волк, нет. В положении нет ни слова о каком-либо процентном соотношении цветов на кузове машины. Конечно, "визуально определяемый цвет" - понятие весьма субъективное, и у каждого автоинспектора оно свое. Ничего плохого в
аэрографии мы не видим, можно лишь посоветовать водителям не слишком увлекаться нанесением рисунка на автомобиль, чтобы не давать повода для дискуссий с сотрудником ДПС относительно цвета машины. Никаких специальных отметок в ПТС на этот счет также не предусмотрено, да это и неразумно. Рисунки могут меняться, а документ остается.
Что же касается "неугоняемости" таких автомобилей, то это все же преувеличение. Разумеется, угонщик скорее предпочтет менее заметную машину, но если понадобится, то вряд ли преступник пожалеет, скажем, тысячу долларов на его перекраску. Особенно если речь идет о дорогих автомобилях. Кроме того, как правило, на угнанном авто через весь город никто не поедет. Скорее всего его спрячут поблизости, а проехать несколько кварталов даже на заметной машине не так сложно. К тому же зачастую автомобиль угоняют для совершения тяжких преступлений, чтобы тут же бросить его. В таком случае цвет и рисунок не будут играть для бандитов никакой роли. Поэтому я бы не стал идеализировать машины с аэрографией. Что же касается статистики, то специальными исследованиями мы никогда не занимались, и утверждать, угоняли ли хоть раз разукрашенную машину, не возьмусь. На моей памяти таких случаев пока не было.