Новости

Смогут ли патронатные семьи заменить детские дома

Живут по-разному, все зависит от того, сколько руководителям детских домов удается выбить спонсорских денег. Однако специалисты уже давно говорят о том, что дело не только в том, чтобы ребенок был сыт и тепло одет. Детские дома - это воспитание "замкнутого типа", оно совсем не готовит сирот к самостоятельной жизни. Ведь их не учат, как обустроить свой быт, зарабатывать деньги, отстоять свои права. И неудивительно, что 10 процентов выпускников детских домов и интернатов в конце концов кончают жизнь самоубийством. 40 процентов, так и не получив жилплощади, становятся бомжами, столько же попадает на тюремные нары. И, как правило, за очень редким исключением, никто из них не создает успешную семью, а в основном воспроизводят тот образ жизни, который был ими усвоен в раннем детстве. Вывод из всего этого на первый взгляд весьма банален: никакой, даже самый продвинутый детдом не заменит ребенку тепла семейного очага. Все так. Но как найти для каждого сироты это "домашнее тепло"?

Недавно Мосгордума во втором чтении рассмотрела изменения и дополнения в закон "Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве". Когда закон вступит в силу, органы опеки и попечительства смогут поручить поиск и подготовку новой патронатной семьи для сирот уполномоченным организациям.

К примеру, перепрофилированному детскому дому или приюту. То есть с детским домом патронатные родители будут заключать договор о воспитании и содержании ребенка. За это им положена зарплата и пособие на ребенка. А профессиональные службы будут постоянно контролировать такую семью. Статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, остается у него вне зависимости от того, где он воспитывается - в детском учреждении или в патронатной семье, объяснили корреспонденту "РГ" в Комитете Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи. И по достижении 18 лет он должен быть обеспечен жилплощадью, ему также обязаны помочь трудоустроиться или продолжить учебу.

Московское начинание поддержали в других регионах. Законы о патронате приняты в Московской, Читинской, Пермской, Калининградской, Новгородской, Оренбургской, Курганской областях, в Алтайском крае и в Республике Карелия. Готовятся принять аналогичные решения еще в 14 регионах.

Патронатные семьи - не российское изобретение. Почти 60 лет назад известный психолог Джон Боулби убедительно доказал своему парламенту, что помещение детей в специальные детские учреждения приводит к задержкам их общего развития, а если ребенок теряет родителей на первом году жизни, то и вовсе к умственной отсталости. Новость была сродни разорвавшейся бомбе. В течение последующих десяти лет повсеместно - в Европе, Америке и некоторых азиатских государствах - детские дома были закрыты, и созданы службы по устройству их воспитанников в семью. В зарубежном законодательстве основной обязанностью местных органов по отношению к сиротам является планированное попечение. Этими проблемами занимается единая государственная служба: психологи, педагоги, юристы, социальные работники.

В России трудности сиротства решаются органами опеки и попечительства. А в соответствии со статьей 34 Гражданского кодекса РФ такая обязанность возложена на местную власть. Однако Семейный кодекс РФ, принятый в 1995 году, препятствует созданию разнообразных профессиональных служб. В статье 121-й говорится, что деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей в семьи не допускается. Видно, когда писали закон, думали о том, как предотвратить возможные злоупотребления. А на самом деле одним махом фактически лишили возможности иметь в стране эффективную профессиональную помощь детям. И теперь регионы, пользуясь своим правом, пытаются изменить эту ситуацию.

Компетентно

Мария Терновская, директор детского дома N 19 (г.  Москва):

- Наш детский дом - пока единственное учреждение в столице, которое занимается патронатными семьями. Очень часто наши предложения по профессиональному патронату блокируются, говорят: "Нет денег". А на самом деле государственных средств тратится на содержание тех же детских домов и приютов на 37 процентов больше, чем стоила бы вся система семейного устройства. Об этом говорит наш десятилетний опыт работы в этом направлении. Судите сами. К примеру, городской бюджет Москвы ежемесячно тратит на каждого воспитанника детдома или интерната в среднем 12,3 тысячи рублей. И это без учета затрат на обслуживание зданий и покупку оборудования.

К тому же органы опеки, определив ребенка в ту же приемную семью, к опекунам или в детский дом, полностью утрачивают какую-либо ответственность за малыша. Контроль раз в полгода не дает ясной картины: как ребенку живется, что он чувствует, не нужна ли ему скорая психологическая помощь. С патронатной семьей все по-другому. Здесь контроль и помощь государства обеспечены.

Семей, готовых взять ребенка на патронатное воспитание, вполне хватает. Просто многие не знают, куда им обращаться. Руководствуясь главой 49-й нового Трудового кодекса "Особенности регулирования труда надомников", мы заключаем трудовые договора с патронатными воспитателями.

Фонда зарплаты детдома хватает и на оплату патронатных воспитателей (около 2 тысяч рублей на одного ребенка), и на службу психологического и социального сопровождения. Патронатной семье выплачивается еще и пособие (около 2,5 тысячи).

За десять лет нам удалось устроить 95 процентов всех направляемых к нам детей. Всего 170 детей в 120 семей. И это не предел. Конечно, остаются определенные трудности по устройству в патронатные семьи детей с явными физическими недостатками и подростков. Но, думается, со временем и эта проблема будет преодолена.