Угонщиков будут сканировать
- "Ромашка", я "Поток", прием. Проверьте машину, "тойоту". Номерной знак такой-то, - говорит в рацию инспектор. "Ромашка" уточняет цвет машины и "берет под козырек".
"Тойота" оказалась без криминала, наоборот - владелец несколько минут назад прикрутил новые номера и их не оказалось в базе, обновлявшейся сегодня утром.
- В Москве за 5 месяцев было зарегистрировано более 6 тысяч случаев угонов и краж автотранспорта, - сообщил вчера журналистам заместитель начальника Управления ГИБДД ГУВД Москвы Александр Родионов. - Из этого числа 5041 автомобиль был украден, 1119 - угнано. Сотрудники столичной ГАИ за январь-май обнаружили и задержали 5813 единиц транспортных средств, находившихся в розыске, а также 316 автомобилей, разыскиваемых по линии НЦБ "Интерпол".
Система "Поток-М", которая начала работать в столице в январе этого года, помогает столичным милиционерам оперативно проводить проверку движущихся автомобилей по информационной базе угнанного и похищенного транспорта в автоматическом режиме. За пять месяцев "Потоком-М" проверено более 2 миллионов машин, обнаружено 482 автомобиля, находящихся в розыске, из них 87 - за кражи и угоны.
- Система постоянно дорабатывается, - уточнил Родионов. - Помимо угонов машины также проверяются и по другим параметрам - таможенной базе, по административным нарушениям и на предмет, если машина и ее водитель фигурируют в протоколах ДТП и скрылись с места происшествия. Но даже если радар "поймает" нарушителя, который задолжал приличную сумму штрафов, никаких серьезных мер инспектор применить к нему не может.
- К сожалению, у нас нет такой административной базы, - констатировал Александр Родионов. - Инспектор выписывает штраф, а водитель не платит и продолжает ездить как ни в чем не бывало.
Для того чтобы "Поток-М" контролировал всю Москву, по словам Родионова, необходимо порядка 18 оборудованных машин. Сейчас их меньше, но назвать точную цифру полковник отказался, дабы не облегчать жизнь угонщикам. Мэр столицы дал указание префектурам выделить средства на эти цели, и уже в ближайшее время свой "Поток-М" будет в каждом округе.
На вопрос журналистов о возможности ужесточения ответственности за нарушение правил полковник ГИБДД высказал лишь свою личную точку зрения. По его словам, в странах Балтии ситуация на дорогах гораздо спокойнее. "Повысив штрафы, они на 70 процентов снизили смертность на дорогах", - с долей зависти к зарубежным коллегам сообщил Родионов.
Владельцам престижных "угонных" иномарок тоже есть чем утешиться. Не так давно на рынке противоугонных услуг появились компании, предоставляющие услуги спутникового слежения за автомобилем. В новенькую дорогостоящую машину "вживляется" малюсенькое устройство, которое позволит определить местонахождение машины в любой точке земного шара. Правда, как рассказал "РГ" представитель одной из таких компаний, автомобиль может быть обнаружен в любой точке, но только там, где работает хотя бы один из сотовых операторов стандарта GSM.
Конечно, против этого угонщики используют всевозможные уловки, пытаются экранировать сигнал, загоняют машины в подземные бункеры, но в большинстве случаев это не помогает: как только автомобиль хотя бы на минутку оказывается на поверхности - сигнал сканируется и через спутник передается на базу и далее по спецканалу связи в ГИБДД.
Раскрываемость угонов машин, оборудованных спутниковыми системами, составляет 80-96%. По статистике ГИБДД Москвы, за 5 месяцев этого года из 110 поступивших сигналов об угоне машин, оснащенных спутниковой системой, найдены 102, что составляет 92 процента. В 26 случаях удалось задержать и угонщиков.
Стоит такая система недешево, но столичные милиционеры полны энтузиазма - полковник Родионов не исключает, что уже к осени спутниковые системы станут доступными для "средних" автомобилистов. Не все разделяют этот оптимизм. Сейчас цена оборудования составляет примерно 1-2 тысячи долларов в зависимости от класса машины, абонентская плата - несколько сотен долларов в год и предпосылок для радикального снижения цен не наблюдается. Единственным реальным механизмом для увеличения автомобилей со спутниковыми "маячками" является политика, проводимая страховыми компаниями. Страховщики предоставляют значительные скидки при страховке от угона для автомобилей со спутниковым оборудованием.
У милиции в сотрудничестве со спутниками есть свои интересы. Во-первых, конечно же, это повышение раскрываемости угонов. Во-вторых, как рассказал Родионов, все компании сугубо на добровольных началах помогают ГИБДД - предоставляют по автомобилю, который поступает в распоряжение инспекторов ДПС, которым порой действительно сложно угнаться за иномаркой на разваливающейся патрульной "десятке". Учитывая то, что сейчас на рынке работает полтора десятка компаний, все они имеют договорные отношения с ГИБДД - такая дружба выгодна обеим сторонам.
- "Десятки" "ходят" полтора-два года в условиях жесточайшей эксплуатации, - как бы оправдывая отечественного производителя, уточнил Родионов.