25.06.2004 03:00

"Запорожец" для Шумахера

Ростовские гонщики сделали из "подзаборной" машины гоночный болид

Примерно в конце 1990-х годов у Бахтеева появилось желание заняться каким-то экстремальным видом спорта. Как говорит он сам, чтобы давать выход адреналину. Выбор пал на автоспорт. Не хватало мелочи - автомобиля. Мечта сбылась, когда в 1999 году 19-летнему ростовчанину достался по случаю одиннадцатилетний "ЗАЗ-968" (с пробегом 120 тысяч километров). С ним Олег и пришел в Клуб кроссовых "Запорожцев" при городской Автомотофедерации.

Родители были в ужасе - неужели нельзя выбрать что-нибудь менее травматичное и опасное. Олега долго отговаривали от этой затеи, но потом смирились - видимо, потому, что увидели, что к обеспечению безопасности в этом виде спорта относятся с особой ответственностью. И очень скоро родители стали ярыми болельщиками первого в роду автогонщика.

Как сделать карету из тыквы

Вместе с друзьями и однокурсниками Олег, который в ту пору овладевал специальностью механика-электроника в ДГТУ, довел свой "Запорожец" до ума и стал участвовать в соревнованиях по автокроссу в классе "ЗАЗов". Ниже второго места не опускался никогда - машина демонстрировала отличные результаты, но в определенный момент молодому человеку захотелось чего-то поярче, погорячее. И он задумал сделать из своего "старичка" настоящую гоночную машину.

- Главное ее преимущество - низкая цена, - признается Олег Бахтеев. - И эксплуатация, и ремонт "Запорожца" стоят значительно дешевле, чем любой настоящей гоночной иномарки. При этом технические характеристики просто потрясающие: мощный двигатель, маленькая масса, постоянно нагруженные задние колеса. По своей конструкции "ЗАЗ" идеально подходит для движения по пересеченной местности, ведь у него стоит независимая подвеска, почти как в танке. Когда люди видят мой "ЗАЗ" в деле, они просто в шоке. Говорят: мы думали, такое возможно только в анекдотах.

Между тем Олег Бахтеев не делает тайны из того, как превратить обычный "Запор" в спортивный шоу-кар. Несколько лет назад вместе с приятелем он даже написал "практическое руководство по автоспорту" "Первый шаг к победе", в котором подробнейшим образом, шаг за шагом описаны все манипуляции, необходимые "волшебнику", желающему сделать карету из тыквы.

- В автоспорте нет ничего такого, чего нельзя сделать, - убежден Бахтеев. - Было бы желание. Как говорится, "кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет причины". Бразилия имеет уровень развития не намного выше нашего, а какие имена - Э.Фиттипальди, Н.Пике, А.Сенна. Значит, дело не в стране, а в нас самих. Мы с вами ничем не хуже тех, кто сидит в тесном кокпите "Формулы-1".

Бахтеев считает, что пропаганда и развитие автоспорта в Ростове могли бы стать эффективным оружием в борьбе с подростковой преступностью и аварийностью на дорогах города:

- Захотел "оттянуться" - пожалуйста, на спортивную трассу. Там посмотрим, кто круче. Зачем же "оттягиваться" на центральной улице города?

- Мы не предлагаем приобретать раллийную "Subaru" за 300 - 500 тысяч зеленых и даже не итальянский карт за 4-6 тысяч, - продолжает Олег. - Идея состоит в том, чтобы можно было уложиться в 300-400 долларов. Если же среди ваших знакомых найдутся сварщики, токари, фрезеровщики или вы сами обладаете этими навыками, то выйдет еще дешевле. Почему предпочтительнее "Запорожец"? На сегодня это самый массовый "подзаборный" автомобиль. Если проехать по нашему городу, то можно обнаружить на стоянках, во дворах или просто на улице несколько десятков потенциальных "заготовок".

На свой автомобиль Олег тратит все свое свободное время, хотя говорит, что для него он - не более чем спортивный снаряд. На "Запорожце" он ездит только на соревнования и тренировки, а для передвижения по городу у него есть обычный "ВАЗ-2109".

Женские мозги экипажа

Недавно после почти двухлетнего перерыва пилот Олег Бахтеев и штурман Ольга Зайцева приняли участие в соревнованиях - в поселке Черноморский Краснодарского края прошел 2-й этап Кубка Юга России по авторалли "Зори Кубани". Из-за нехватки денежных средств ростовчане участвовали в нем нулевым экипажем, то есть вне зачета. Вместе с ними стартовали еще семь машин - одна "ВАЗ-2105" и шесть "ВАЗ-2108". До финиша доехали лишь четыре экипажа: Олег и Ольга приехали третьими.

- Без ложной скромности - это очень хороший результат, - говорит Ольга. - Тем более что по лошадиным силам наш "ЗАЗ" был слабее конкурентов.

Гонщики называют штурманов мозгом экипажа. Именно они следят за легендой (картой трассы) и руководят процессом, подсказывая пилоту, какие кочки, канавы, пригорки ждут его впереди и куда ему следует держать путь. Они же толкают автомобиль, если тот увязнет в придорожной канаве, добывают воду для кипящего двигателя и выполняют массу других поручений командира, то бишь пилота. Штурманы женского пола - большая редкость. Например, в Краснодаре помимо Оли была еще одна девушка.

- А как вы пришли в этот вид спорта? - спрашиваю я Зайцеву.

- Сначала я научилась водить автомобиль, потом стала активным болельщиком автогонок, на одном из соревнований мы и познакомились с Олегом. А два года назад я впервые выступила в роли штурмана нашего экипажа во время ралли в Гуково.

Сейчас ростовский экипаж готовится к очередному ралли-рейду в Гуково. От всей души желаем ребятам удачи.