02.07.2004 02:50

Минтранс нащупал платную дорогу

Нынешние законы позволяют строить их только на бюджетные средства. Благодаря им еще несколько лет назад в России функционировало около десятка платных участков дорог. Однако к 2000 году практически везде плата за проезд была отменена. Трудно было объяснить людям, почему за проезд по дорогам, построенным на средства бюджета, то есть налогоплательщиков, их самих, надо еще дополнительно платить. Тем не менее сторонники этой идеи не успокаивались. В прошлом году Московская область приступила к подготовке своих законодательных актов для привлечения частных инвестиций в строительство дорог. Да и другие регионы стали над этим задумываться. Наиболее активно обсуждается механизм привлечения денег с помощью некоего ОАО со 100-процентным госучастием. Предполагается, что предприятие будет не только занимать деньги у банков и других инвесторов, но и привлекать средства на рынке, выпуская ценные бумаги. В свою очередь управляющие компании, созданные для реализации проекта, займутся уже непосредственно строительством. Считается, что инвесторы с охотой станут отдавать этой компании средства, поскольку ее правовая форма в отличие от ГУПов и МУПов, которые фактически доживают последние месяцы, позволяет инвесторам контролировать использование средств. Самый важный для инвестора вопрос - как вернуть вложенные деньги и получить возможную прибыль - тоже нашел свое решение. Возврат вложенных средств гарантируется государством. Причем инвесторы могут даже не дожидаться того момента, когда дорога станет приносить прибыль. Они могут купить облигации этой компании и получать через какое-то время оговоренный доход. Ведь эксперты теперь стараются избегать прежних утверждений, что окупаемость платных трасс может наступить через 5-6 лет, называют 15-20, а по мало напряженным участкам и все 40 лет с момента их эксплуатации.

Несмотря на такие оценки, зарубежные инвесторы, по словам информированного источника, близкого к руководству минтранса, проявляют большой интерес к строительству платных дорог в России. Сдерживает их от конкретных вложений отсутствие специального закона о платных дорогах и концессионных отношений.

Там принято отдавать дороги в аренду на 20-30 лет. За это время инвестор извлекает выгоду, после чего либо объявляется новый конкурс, либо дорожная инфраструктура возвращается государству. К этой модели, похоже, и станет стремиться минтранс.

В ведомстве подтвердили, что платные дороги однозначно будут строиться на основе партнерства государства и бизнеса. Как пояснил источник в минтрансе, дороги останутся в безусловной государственной собственности, но обязательно будут отданы в управление частным структурам на срок до 49 лет. Государством же будет определен и "потолок" тарифов. Уже даже сформулирован принцип: максимальный размер платы за проезд не будет "превышать расчетной экономии, достигаемой при проезде по платной дороге в сравнении с бесплатным альтернативным маршрутом". Другими словами, разработчики посчитают все налоги, которые могли бы уйти из кармана налогоплательщиков на поддержание конкретной дороги, затраты автовладельцев на ремонт машины, которая пришла бы в негодность от разбитых дорог, и определят стоимость проезда. По предварительным прикидкам, она в три-четыре раза меньше, чем в Европе. В любом случае, в минтрансе пока не распространяются, как же станут соблазнять инвестора. Говорят, все будет известно к октябрю.