Забытые с дореволюционных времен мировые судьи вновь начали судить и рядить в конце 90-х в соответствии с Законом «О мировых судьях РФ». Но хоть и невозможно вырубить написанное пером, претворить его в жизнь – задача еще более сложная.
Давай пожмем друг другу руки
Главная задача мирового суда вытекает, собственно, из его названия. Мировой судья обязан приложить все силы и закончить судебное разбирательство дружеским рукопожатием сторон.
Ведь бывает, что придут к дверям зала заседаний две пышущие праведным гневом соседки, в отношениях между которыми пробежала черная кошка. Они бы и не прочь опять помириться, да первой идти на попятную никто не решается. В таких случаях и проявляется мастерство мирового судьи, его талант не столько юриста, сколько знатока человеческих душ. По словам руководителя отдела по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей Светланы Петришиной, у нас в Ярославле есть даже такие мастера, у кого чуть ли не сто процентов дел заканчиваются примирением.
Требования, предъявляемые к мировым судьям, такие же, как и к остальным людям в судейской мантии: возраст от 25 лет, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, высшее юридическое образование и безупречная репутация.
Перед тем, как предстать пред строгими очами депутатов думы (а именно они окончательно утверждают на должность), кандидаты сдают еще квалификационный экзамен и проходят квалификационную коллегию судей.
На сегодняшний день штат мировых судей в Ярославской области укомплектован почти на семьдесят процентов. Сложнее всего обстоят дела в Рыбинске. Во втором после областного центра городе области юристы предпочитают более денежную профессию адвоката. Тем более, что и зарплата мирового хоть и незначительно – на пятнадцать процентов, – но отличается от заработка обычного служителя Фемиды. В меньшую сторону.
Многие судьи рассматривают эту должность как ступеньку к креслу федерального судьи. Хотя иные мировые входят во вкус – нравится решать человеческие проблемы именно таким путем, а не за решетку людей отправлять.
Пятьдесят дел – это не предел
Другая задача, которую должна была решить мировая юстиция, – разгрузить районные суды. Как показывает практика, с этой задачей она вполне справляется.
Мировой судья в Дзержинском районе Ярославля Валерия Филипповская судебную мантию примерила в первой пятерке «участковых» служителей Фемиды. Говорит, что поводов для раздумий не было. Сначала работала секретарем судебного заседания. А получив юридическое образование, хотела стать судьей районного суда, но вакансий не оказалось. И в ответ на предложение попробовать себя в новом качестве согласилась. Валерия Александровна уверена, что мировой судья так же важен для простого человека, как и участковый врач или участковый инспектор. От обилия судебной практики впору за голову хвататься.
– Как предполагалось по закону, мировые суды должны были оттянуть на себя львиную долю дел. Так и получилось. Не редкость, когда дела рассматриваются пачками. Бывает, что даже пятьдесят дел в день – не предел…
Основная масса обращений – дела гражданские: иски ДЕЗов к жильцам-неплательщикам, расторжение браков, взыскание алиментов, раздел имущества. С введением автогражданки теперь определяют мировые и ущерб от ДТП. В последнее время существенно прибавилось исков от библиотек и районного медвытрезвителя – деньги с должников взыскивают.
– С такой нагрузкой справиться крайне сложно. Приходится и вечерами, и в выходные работать. Времени мало, а ведь в некоторых процессах чуть ли не следствие проводить приходится, чтобы истину установить, – говорит моя собеседница.
Трижды судимый
Зря говорят, что в подсудности мировых судей дела мелкие и незначительные. Для обычных людей такие повседневные иски как раз и важны. В житейских историях каких только ситуаций не бывает – не знаешь даже, кому больше сочувствовать.
– Бывает, ответчиков жалко даже больше истцов, – сокрушается Филипповская. – А поделать ничего не можешь – на все есть закон. Никто, к примеру, всерьез не задумывается, когда его просят выступить поручителем банковского кредита. А если заемщик внезапно умирает? Вот и спрашивает кредитор с поручителя по полной программе. В такой истории оказалось трое рабочих с моторного завода. Спрашиваю: «Он вам другом, что ли, был?» «Да нет, – говорят, – просто товарищ по работе. Попросил помочь, мы и согласились». А родственники умершего его долги признавать отказываются. Так и пришлось горе-поручителям по суду выплачивать почти пятьдесят тысяч.
Близость мировых судов к народу Валерия Филипповская прочувствовала на себе. Несознательные граждане пытаются даже угрожать, ведь в зале судебных заседаний далеко не всегда присутствует судебный пристав. Хотя на такой случай есть у мировых специальный звонок, которым подмогу всегда можно вызвать.
От частых встреч в суде Валерия Александровна хорошо запомнила одного гражданина кавказской национальности. Он – из любителей выпить, оттого и все проблемы. Однажды умудрился три дня подряд выступать в суде в качестве правонарушителя. Первый раз было административное правонарушение: кого-то оскорбил в общественном месте. Так в первый раз попал к Филипповской. На следующий день в пьяном виде на улице грязный и неопрятный валялся – последовал второй визит к Фемиде. Не успел он после очередной порции нравоучений и штрафов выйти из здания суда, как прямо на глазах судебных приставов начал хулиганить и оскорблять прохожих. И опять его повели к мировому судье.
– После этого я решила: если его в четвертый раз ко мне приведут, все, от исправработ не отделается, – рассказывает Филипповская. – Он действительно появился вскоре. Почему-то с монтировкой. Для убедительности, что ли? Остановившему его судебному приставу заявил, что пришел поговорить со мной. Конечно, его не пустили. К счастью, больше я его не видела…
Бедные родственники
День ото дня поток страждущих законного разрешения конфликтов растет, а вот принимают их мировые судьи еще далеко не везде. Положение дел в Ярославской области с судебной реформой непростое. В ЦФО регион замыкает тройку лидеров. С конца. Хуже дела обстоят только в Москве и Рязанской области. Правда, в Ярославском судебном департаменте всему этому находят закономерное объяснение:
– Чем позже область включается в реформу, тем хуже результаты, – таково мнение Светланы Петришиной. – В Ярославле законодательные основы деятельности мировых судей были разработаны с большим опозданием, только к концу 2001 года. А по опыту коллег известно, что на такого рода преобразования уходит около трех лет.
Пока же для полноценной работы мировых не хватает двух главных вещей: денег и места. Деньги если выделяются, то в недостаточном количестве. И то очень долго в областном кармане копаться приходится.
– Первый год реформа была профинансирована лишь на 30 процентов от реальной потребности, второй – так же. В этом году заявка на финансирование удовлетворена на 58,5 процента, – поясняет Петришина.
Сейчас мировые судьи оказались на положении сирот от юстиции. Компьютеры появились в кабинетах только на днях, для секретарей же они еще надолго останутся предметом воздыханий. Мебель тоже есть не везде.
– Вторая наша проблема – с помещениями, продолжает Светлана Михайловна. – В области из 67 судебных участков служебными помещениями обеспечены лишь 27. Больше всего «бездомных» судей в областном центре. Как правило, районные администрации все же идут навстречу и медленно, но помещения выделяют. Лишь из Борисоглебского района за два года обращений ответа мы так и не получили.
Пока мировые судьи привыкают к новым рабочим местам, народ постепенно привыкает к новым вершителям их судеб. И хотя до завершения судебной реформы еще далеко, уже пора подумать о самих мировых судьях: их нагрузка уже давно превышает все предельно допустимые нормы. Не только мировой судья должен решать чужие проблемы, но и ему помогать нужно…