Вариантов здесь несколько. Во-первых, с набранными вами баллами можно пойти на немилый сердцу, но более доступный факультет. Второй путь – поступить-таки на факультет своей мечты, но платно. Третий – воспользоваться услугами дистанционного платного образования. Четвертый – просто отправиться работать, вновь попытав счастье на следующий год. Впрочем, семнадцать выпускных лет – это тот возраст, когда от мечты еще рано отказываться…
Ловушка для одинокого абитуриента
Последние годы в абитуриентской среде бытует миф о неприступности бесплатного высшего образования для простого смертного, отчего некоторые молодые граждане, даже не попытав счастья на заветном факультете, сворачивают в вузы попроще, а то и в техникумы.
Одна моя знакомая, например, струсив, после одиннадцатого класса сначала поступила на юрфак в техникум, причем платно. Получила красный диплом, который, как ей обещали, гарантировал поступление по какой-то таинственной договоренности аж сразу на третий курс одного негосударственного вуза. Каково же было ее удивление, когда она, «готовая третьекурсница», заявилась туда с документами и услышала, что учиться придется-таки с первого курса. Правда, не полных пять лет, а чуть поменьше. Конечно, повторенье – мать ученья, но два года пережевывать уже пройденное, да еще за солидные ежегодные суммы, оказалось серьезным испытанием и для самой студентки, и особенно для ее родственников, спонсировавших учебный процесс.
Вообще на пути к заветному диплому, в особенности если дело касается платной учебы, полно ловушек и прочих неприятных сюрпризов.
Не случайно Министерство образования планирует сокращение числа так называемых коммерческих учебных заведений. В ходе «чистки» образовательных рядов особенно достанется заведениям с сомнительными лицензиями. Кроме того, ваши серьезные намерения по отношению к избранному вузу могут оказаться не взаимными.
А пока несколько практических советов. Лицензии филиалов даже государственных вузов изучать надо пристально и всегда требовать их оригинал, а не копию. Конечно, не мешает проверить лицензию самого головного вуза (тем более, если он негосударственный). И особое внимание обратите на ее «срок годности» – раз в пять лет вузы должны перелицензироваться. А потому, если понадобится, не поленитесь съездить познакомиться с самой будущей альма-матер. Неплохо узнать также, кто является ректором вуза – предприниматель или человек, имеющий непосредственное отношение к высшей школе (всю информацию вам обязаны предоставить).
Имейте в виду, что если вузу больше 5 лет, то его серьезные намерения по отношению к вам подтвердит только государственная аккредитация по всем специальностям. Только она дает право выдавать дипломы государственного образца. А если вуз совсем «молодой», задумайтесь о возможном риске.
Согласно неписаному кодексу чести негосударственных вузов, обирать студентов неприлично. Что это значит? Прежде всего недопустимо брать с них деньги за аренду помещения и коммунальные услуги. Стандартный набор таков: в плату за учебу кроме стоимости самого учебного процесса входит еще и комплект учебных материалов. За тестирование, прием вступительных экзаменов, досдачу и пересдачу предметов деньги дополнительно взиматься не должны. Впрочем, в некоторых вузах деньги берут только за экзамены.
Все эти тонкости должны обязательно быть прописаны в уставе вуза, с которым абитуриента обязаны ознакомить. Вуз обязан выдать своему учащемуся студенческий билет и зачетку с печатью головного вуза. Не забудьте все важные вопросы уяснить еще до поступления.
Еще и на тракторе могу...
В Ярославской области 31 вуз, 22 из которых представлены разнообразными филиалами. Бюджетный прием в этом году составит 5 тысяч человек. Причем по приему и количеству студентов Ярославль обгоняет соседние территории. Сюда едут учиться из Костромской, Вологодской и Архангельской областей.
Десять процентов от сегодняшних студентов государственных вузов составляют так называемые коммерческие учащиеся. «Законные» вузы и рады бы побольше «платников» набрать, да... лицензия не дает. По ней разрешено принимать за деньги только 30 процентов от общего числа учащихся.
В техническом университете коммерческих обучаемых и того меньше – слишком много дорогих сложных механических устройств и химических реактивов замешано в образовательном процессе. И здесь надо либо цены взвинчивать, что вряд ли себя окупит, либо ограничивать себя в приеме платежеспособного студенчества.
Зато набор в филиалы вузов никакая лицензия сдержать не может. Негосударственные вузы в большинстве своем на ярославской земле и представлены филиалами. Их названия перекликаются не только по аббревиатуре (преимущественно начинающейся с буквы М), но и по набору дисциплин. Как правило, это самые востребованные специальности – экономика в разных ее проявлениях от бухучета до государственного и муниципального управления, а также юриспруденция и психология.
Надо отметить, что учеба в филиалах дешевле, чем в государственном вузе. Расценки, например, на заочное экономическое образование в филиалах колеблются от 5,5 тысяч рублей в учебный год до 18 и 20 тысяч. Для сравнения, год на платном отделении государственного экономического факультета стоит 40 тысяч рублей. И в нынешнем году руководство этого вуза несколько недель думало, поднимать прошлогоднюю цену или нет, и все-таки... не решилось. При этом конкурс на платном отделении не уступает конкурсу на бесплатном. Возникает он, когда желание учиться за деньги не прошедших по конкурсу абитуриентов превышает запланированное количество платных мест. А так как проходной балл на экономфаке практически максимальный, то, соответственно, и на платном отделении оказываются студенты, недобравшие при поступлении одного, от силы – двух баллов.
Та же экономика в неспециализированных государственных вузах с уклоном, скажем, в сельское хозяйство стоит 22,5 тысячи рублей. Конечно, в дипломе будет записано, что вы экономист, но заодно вас и на тракторе пахать научат, и коров доить... В то время как будущий «чистый» агроном или зоотехник будет выкладывать в год по 14,5 тысяч рублей.
Год обучения на юридическом факультете государственного университета стоит 33 тысячи рублей. В негосударственных – от 7,2 до 9 тысяч в семестр. Качество предоставляемых знаний – опять же вопрос отдельный.
Модные специальности – журналистика и реклама – оцениваются сейчас в Ярославле 25 тысячами в год. К слову, с прошлого года набор на эти специальности здесь стал производиться по творческому конкурсу. Ибо, как рассказала мне одна коллега, которой «посчастливилось» года два назад читать лекции будущим журналистам, многие студенты почему-то были уверены, что журналистика не должна требовать интеллектуальных затрат, тем более платное отделение. С чем были в корне не согласны преподаватели.
Оптом – дешевле
Казалось бы, разве найдешь желающих иметь в дипломе запись «учитель», да еще выплачивая за это круглые суммы ежегодно. Отнюдь. Педагогический вуз старейший, государственный, посему тропа народная к нему не зарастает. Между тем право выучиться на «обычного» учителя здесь стоит 20 тысяч рублей. Дороже – на пять тысяч – физвос. Иняз – 28 тысяч.
Для сравнения, коммерческие вузы предлагают такую специальность, как лингвистика. Выпускнику выдают диплом государственного образца, где в графе «специальность» записано «преподаватель иностранного языка и переводчик».
За пять лет учебы обещают научить английскому и немецкому языку. Цена – от 6,5 до 10,5 тысяч в семестр.
В одном негосударственном вузе можно познать тонкости культурологии, причем всего за 10 тысяч в год.
На врача в государственном вузе можно выучиться за 24 тысячи рублей в год (педиатрия). 28 тысяч стоит лечебное отделение и 32 – фармация. Причем, как объяснили корреспонденту «РГ» в приемной комиссии, плата за учебу ежегодно возрастает – «из-за инфляции» – на 3 – 4 тысячи.
Но панацея от обесценивания рубля все же существует – для тех, кто может выложить деньги по расценкам текущего года за все время обучения в медицинском вузе.
То же правило и в коммерческих вузах: если клиент платит за все годы обучения сразу, то цена для него подниматься в дальнейшем не будет. В противном случае ежегодная наценка составит от 100 до 1000 рублей.
Но стены какого бы вуза ни стали вашей альма-матер, не стоит комплексовать. Ведь конечная цель учебы – не «корки», а знания.
Свое отношение к знаниям, получаемым студентами в государственных и коммерческих вузах, мы попросили высказать тех, кто их курирует от местных органов власти.
прямая речь
Алексей Герасимов, начальник департамента образования и науки администрации Костромской области:
– В Костромской области работают три государственных вуза, филиал военной академии и три негосударственных, включая духовную семинарию, а также различные московские и ярославские представительства. Конечно, если к нам приходят регистрироваться со всеми необходимыми документами, отказать мы не можем. Хотя, если честно, негосударственные филиалы нам изрядно мешают: предоставляемые ими образовательные услуги не соответствуют рынку труда. У нас в области, например, юристов и экономистов выпускают больше, чем нужно. В то время как региону требуются – и, думаю, это свойственно не только Костроме – выпускники профессиональной школы. Не хватает рабочих по металлу, трактористов. Вот почему мы вынуждены сами открывать филиалы на местах. Например, в поселке Кохма работает филиал автомеханического колледжа, в Кологриве – филиал политехнического колледжа, где ведем обучение по деревообработке.
Что же касается высшего образования... Я думаю, что тенденции, которые обозначил министр, будут более жесткими. Так и должно быть. Трудно составить долгосрочный прогноз начавшихся преобразований, но, думаю, сейчас главная задача – чтобы образовательные услуги соответствовали потребностям рынка труда.
Евгений Муравьев, директор департамента образованиЯ администрации Тверской области:
– В нашем регионе 24 государственных и пятнадцать негосударственных вузов и филиалов. Все они работают на основе лицензии. Прием в государственные вузы составляет почти 9 тысяч бюджетных мест. Количество учащихся не сокращается. Думаю, что преобразования должны содействовать здоровой конкуренции на рынке образовательных услуг. Тем не менее, не у всех негосударственных вузов высокая планка преподавания, потому их дипломы недостаточно авторитетны и престижны для работодателя, несмотря на то, что многие учебные заведения такого плана имеют государственную аккредитацию и могут выдавать дипломы государственного образца.
Я считаю, что каждому вузу найдется своя ниша, лишь бы и сами институты и их филиалы давали студентам качественное образование. Но при этом не надо забывать, что все зависит от человека и свою жизненную траекторию он выстраивает в конечном счете сам. У абитуриентов есть право выбора. А сегодняшние студенты, я думаю, в процессе преобразований пострадать не должны.
Виктор Соловьев, начальник отдела по вопросам высшей школы и науки администрации Ярославской области:
– Сейчас повышенные требования к аттестации вузов, потому что нужны специалисты определенного уровня. Но резкого сокращения учебных заведений не ожидается. Во всяком случае, конкретного указания или посыла из столицы сокращать филиалы не было. В настоящее время в Ярославской области по всем формам обучения насчитывается 50 тысяч студентов. Не думаю, что учащимся зарегистрированных у нас в области филиалов и представительств что-то грозит. Вуз – это не банк, его так просто не закроешь. Всем студентам обязательно дадут доучиться, к тому же всегда есть возможность перейти в другой вуз...