13.07.2004 23:30
    Поделиться

    Ярославль. "Серые" телефоны

    Каждого из нас могут обмануть при покупке сотового. Даже если трубка выглядит как новая


    Когда сбываются мечты

    – Не знаю, что за телефон тебе продали, – отчитывала меня бабушка, – наверняка старье какое-нибудь. Иди сдавай его обратно или забирай себе, мне такой не нужен – тут же сломался.

    "Возраст и прогресс – две вещи явно несовместные", – устало думала я, тщетно пытаясь объяснить, что смысл существования аккумулятора только в том и состоит, чтобы садиться и заряжаться. В чем, собственно, и состояла вся проблема – после пары "учебных" звонков у него закончился заряд. И, конечно, новенький Nokia ни в чем не был виноват.

    Особо обнаглевшие продавцы порой собирают "новый" сотовый прямо на глазах покупателя.

    Однако упрямая бабушка, столь долго мечтавшая о мобильнике в своем частном секторе, на который почему-то телефонизация всех и вся распространяется лишь за астрономические для пенсионера расценки, продолжала твердить, что он "старый, старый,  старый". Новый корпус, только что распечатанный футлярчик, глянцевая книжечка с не выветрившимся запахом полиграфии, наличие зарядного устройства и даже главный довод, что покупка сделана в официальном представительстве у оператора связи, не выглядели в ее глазах вескими аргументами.

    Правда, уже на третий день бабуля горячо привязалась к  своему "будильнику" – так она его называет – и с удовольствием им пользуется, хоть до сих пор сомневается в его подлинности. А я, так отстаивавшая его новизну, задумалась:  в самом деле, с чего я взяла, что он новый? И вообще, насколько велика вероятность быть обманутым при покупке сотового? На последний вопрос, забегая вперед, сразу отвечу – панацеи для отечественного потребителя просто не существует.

    Кружок "Умелые руки"

    Уже первые шаги небольшого расследования, проведенного мной, привели к неутешительным открытиям. Увы, понятие "новый" не всегда синоним слова "исправный". Даже если сотовый "одет" по последней моде и куплен у официального представителя. Последнее, пожалуй, самое неприятное.

    К сожалению, очень часто у новых телефонов под модными доспехами бьется старое сердце. Если самая главная часть сотового телефона – его системная плата со всеми ее радиосхемами и механизмами, грубо говоря, еще фурычит, то всегда найдутся те, кто подарит телефону и вторую, и третью, и четвертую жизнь. И каждый раз телефон будет выглядеть как новый. Ведь его доспехи легко заменимы.

    Мне рассказали, как "новый" сотовый собрали прямо на глазах у покупателя, который неосторожно посетовал, что хотел бы клавиатуру с русскими буквами, а не с латынью. На это продавец, порывшись в недрах стола, нашел клавиатуру с кириллицей и сделал «какую нужно». Свидетеля этой процедуры покоробило: так что ли все телефоны, представленные в том магазине в большом ассортименте, собираются умелыми руками продавцов?

    Какие цены – такое и качество

    Справедливости ради стоит заметить, что с вышеупомянутым рассказчиком я познакомилась в ярославском комитете по защите прав потребителей. Моего случайного собеседника смена клавиатуры так травмировала не случайно: в свое время он в этом же магазине покупал телефон, который отказывался производить исходящие вызовы. Правда, тогда дело до комитета по защите прав потребителей не дошло – неполадку устранили. Но, что самое пикантное, подавляющее большинство претензий, что имеются на "сотовом счету" комитета по защите прав потребителей, адресованы именно этому магазину – представителю одной очень популярной торговой сети, предлагающей сотовые по самым – до абсолютного неприличия – низким ценам.

    Не будем показывать пальцем, хотя эта появившаяся буквально год назад в Ярославле магазинная сеть уже успела нажить себе немало врагов в лице обиженных покупателей. Последние жалуются не только на некачественные телефоны, но и на сервис и грубый отказ принимать неисправный сотовый обратно. Причем дело однажды дошло даже до суда.
    Надо отметить, что эта фирма одна из первых установила гарантийные сроки на сотовые. Однако их товар очень часто не имеет не только гарантийного срока, но и обязательной сертификации. А претензии к сертификации, как оказалось, предъявить невозможно.

    В моей смерти прошу винить...

    Кстати, диапазон вины хозяина перед собственным мобильником обширен: от неосторожного обращения (ударов об стол, пол, землю, угол и т. д.), неправильного хранения, когда в сотовый может попасть влага или пыль, и до привычки носить мобильник на груди – особенно в летний период, когда в умное устройство может неэстетично проникнуть пот и стать причиной  окисления. Любовь же мужчин носить сотовый сзади на поясе джинсов приводит к деформации платы. Еще нельзя забывать, что зимой сотовый в кармане попросту замерзает, так как его аккумуляторная батарея не выносит мороза.

    Юрист ярославского комитета по защите прав потребителей Ольга Варламова рассказала корреспонденту "РГ", что каждый второй ее посетитель жалуется на сотовый.

    Чаще всего в претензиях фигурируют модели LG, Siemens A50, реже – Samsung, которые самопроизвольно отключаются и выполняют функции выборочно, по собственному усмотрению, не принимают входящие звонки, или, наоборот, принимают входящие, а сами звонить кому-либо отказываются, либо "строят рожи" – искажают изображение.

    Отказ продавца принять трубку обратно в таком случае аргументируется однозначно: "Вы его роняли". Хотя не исключено, что роняли его сами продавцы. А уж услышав, что зарядное устройство по ваттам не соответствует телефону, любой порядочный продавец вообще бы покраснел. Ведь сие означает, что сотовый собран из разных трубок, уже побывавших в эксплуатации. Нет, не краснеют.

    Если проблема не достигает мирного разрешения, комитет направляет потребителя к независимому эксперту.

    Владимир Дементьев, эксперт Госстандарта РФ, определяет причину "смерти" сотового. Это может быть заводской дефект – тогда претензию удовлетворить легче всего.  Если телефон "серый" (не подтвержден российскими стандартами либо уже побывал в эксплуатации) – в таком случае "концы собрать" гораздо сложнее. Если же неправильная эксплуатация – тогда пенять придется только на себя.

    Когда "тупит" телефон

    Часто сотовый "тупит" не по вине владельца, а из-за неполноценности собственной программы, которая может привести к непониманию элементарных команд или не может ориентироваться в поисках собственной сети. Но это обычно исправляется перепрограммированием.

    – Еще два года назад проблемы с сотовыми просто не существовало, – пояснил корреспонденту "РГ" Владимир Дементьев, – они были дорогими, стоили порядка десяти тысяч. Сейчас цены значительно упали, и вместе с ними – качество.

    И добивает меня откровение: от приобретения "серого" телефона никто не застрахован. К тому же, подержанный телефон можно купить даже у самого оператора связи.

    Дело в том, что все сотовые идут из Европы, так как "мозг" сотового – его системная плата – сам по себе очень сложен. Отечественные радиозаводы не могут потянуть ее производства, хоть ярославский радиозавод пробовал это делать.

    Но очень часто операторы связи берут продукцию нелегально, в связи с чем системная плата может оказаться не новой. Но даже самый продвинутый потребитель вряд ли сможет распознать здесь подвох. Для этого нужен специалист. Сейчас в Ярославле десять профессионалов,  которые знают принципы работы сотового и могут вычислить "серый" мобильник. Конечно, это не значит, что для покупки телефона надо обязательно разыскивать и нанимать такого специалиста, однако некоторые меры предосторожности имеет смысл соблюсти.

    Так, у телефонов фирмы Nokia можно узнать дату выпуска, правда, с помощью оператора. Еще на заметку: наиболее часто на столе эксперта оказываются модели LG, Motorola, Eriksson. В этом можно, безусловно, усмотреть тенденцию. Правда, есть еще понятие "кому как повезет".

    Кстати

    Как объяснил корреспонденту "РГ" Владимир Дементьев, срок жизни сотового, грубо говоря, три года. Может, конечно, и дольше. Но три года исправно отслужить владельцу – его святая обязанность. И было бы неплохо устанавливать  именно такие гарантийные сроки. Однако операторы вправе сами датировать прием претензий. В любом случае, желательно, чтобы гарантия была не меньше полугода и распространялась не только на сам телефон, но и на программное обеспечение и на аккумуляторную батарею. Последняя, в отличие от прочих запчастей сложного устройства, не относится к расходным материалам и должна меняться по гарантии.

    Чем можно себя более-менее обезопасить при покупке телефона, так это проверить наличие совместимости систем связи, и, желательно, соответствие с российским стандартом. В том и другом  можно убедиться, посмотрев на корпус телефона – под аккумуляторной батареей обязательно должны быть знаки ССС и РСТ. Если стоит только ССС, значит, телефон может не прижиться в российских сетях. И обязательно при покупке заставьте продающую сторону "отыграть" все функции телефона во всех режимах. Иначе пенять в конечном итоге придется на себя.

    Поделиться