18.08.2004 01:10
Рубрика: Криминал

Бабушка с козой - лучший оперативник

История одного автоугона с необходимым комментарием

"Соловьи-разбойники на кавказских дорогах" - так назывался материал, опубликованный в "РГ" в феврале этого года, о бандах, промышляющих охотой на иномарки. Преступники жестоко избивают, а случается, и убивают владельцев автомобилей, поиск которых затягивается на годы, и часто без результата. Региональная милиция явно проигрывает северокавказской автомафии с ее отлаженным и обкатанным "бизнесом", рождающим у бандитов чувство безопасности и безнаказанности. Практически ни одна из похищенных машин, о которых рассказывалось в публикации, хозяевам не возвращена. Однако из этого перечня бандитских реквизиций на днях неожиданно "всплыл" джип, принадлежавший ОАО "Торговый дом "Арнест".

Внедорожник "мерседес-бенц", проходивший в начале года профилактику в спецмастерской в Ростове-на-Дону и возвращавшийся поздним вечером в родной Невинномысск, был захвачен бандитами за несколько километров до дома, откуда рукой подать и до Карачаево-Черкесии - "черной дыры" для краденых авто. Между тем по факту разбоя в Кочубеевском РОВД Ставропольского края было заведено уголовное дело, а машина объявлена в федеральный розыск. Но с той поры все привычно застопорилось.

И вдруг удача, порожденная чистой случайностью. Местонахождение похищенного джипа указала бабуля, пасшая козу-кормилицу в лесополосе на окраине Таганрога. Джип застрял, зависнув передними колесами на краю крутого оврага. Бабуля удивилась: что делать роскошной машине в глухомани, и поспешив домой, набрала номер дежурного милиции.

Прибывшие оперативники устроили засаду. И выяснили: на краденой иномарке, безо всяких номеров и документов свободно ездил из Азова, где проживал, в Таганрог на работу 32-летний Андрей Нестеров. Гражданином он оказался не рядовым, а приближенным к власти, точнее к власть предержащему лицу. Он являлся помощником депутата Госдумы от избирательного округа 147 Таганрога Гребенюка Владимира Дмитриевича, занимавшего также посты председателя политсовета Таганрогского отделения "Единая Россия", зампредседателя Комитета по Регламенту и организации работы Госдумы.

Нестеров выдал премиленькую версию того, как попала к нему краденая иномарка: купил-де ее за 8 тысяч долларов у некоего Алексея. И даже его адресок оперативникам дал - проверяйте, мол. Как тотчас же и предположили местные сыщики, адресок тот для отвода глаз, ибо этот "Алексей" давно числился без вести пропавшим. Цепочка как бы оборвалась: помощник депутата по дешевке покупает дорогущую иномарку, прекрасно осознавая ее происхождение, но ответит перед законом разве что в административном порядке. И сегодня ничем не ограничен в свободе передвижения.

Теперь сотрудникам Главного следственного управления при ГУВД Ставрополья, куда ростовчане передали все материалы, предстоит выяснить, не совершены ли на машине преступления за время ее криминальной "эксплуатации".

Но главный вопрос, на который должно ответить следствие, другой. Каким же все-таки образом на чужой машине, находившейся в федеральном розыске по разбойному нападению, без всяких документов на транспорт Нестеров бесстрашно наматывал сотни и сотни километров по федеральным трассам в насыщенном патрульными постами "треугольнике" Азов - Ростов-на-Дону - Таганрог?!

В материалах дела есть рапорт сотрудника Таганрогского ГИБДД, уверяющего, что данная машина в розыске не находилась, а потому, мол, с нас и взятки гладки. В базе данных это транспортное средство значится с момента разбойного нападения. По всему на доблестных ростовских стражей дорог магически воздействовали "корочки" помощника депутата Госдумы, на этом моменте принципиальность гаишников попросту парализует.

Занимаясь расследованием, я выслушивала откровения многих дэпээсников, откровенно признававших: да, они "прощают" нарушения вальяжных хозяев крутых тачек, сующих им в нос "корочки". Их обладателей в российском обществе нынче целая армада. Недавно были задержаны числящиеся в угоне "Жигули". По документам Ставропольского ГИБДД теперь эта машина значится за судьей из города Невинномысска.

Хорошо организованная и законспирированная северокавказская автомафия, утверждают специалисты следствия, как правило, работает по заказу солидной денежной клиентуры. В беседах с корреспондентом "РГ" оперативные работники обращали внимание на то, как "творчески" развивают криминальный бизнес преступники, экстраполируя отработанную схему одной преступной "специализации" на другую.

Вы заметили, что преступления, связанные с похищением людей за выкуп, на Северном Кавказе явно пошли на убыль? Этот промысел для бандитов, прятавших пленников в зинданах Чечни и Ингушетии, в последнее время стал опасным - на хвост им плотно сели местные и федеральные спецслужбы. И теперь предметом выкупа преступники сделали дорогие автомобили. А вот ставка выкупа установлена ими по схеме другой преступной отрасли - вышибал долгов с предпринимателей и фирм, за что заказчики отстегивают им половину суммы.

Соблазн вернуть обратно свою любимую машину, пусть и за выкуп, для многих владельцев иномарок оказывается неодолимым.

По той же схеме работали и бандиты, похитившие "мерседес-бенц". Через некоторое время они довели до хозяина иномарки свое "коммерческое предложение": готовы вернуть ее за половину стоимости. Владелец категорически отказался поддержать криминальный бизнес. Тем более что незадолго до этого при захвате одного навороченного БМВ нападавшие убили и его хозяина - известного в Невинномысске предпринимателя Александра Шевченко, оказавшего им сопротивление. К слову сказать, спустя некоторое время преступная группировка (по слухам, все из той же Карачаево-Черкесии) с предложением выкупить у них иномарку цинично обратилась к родителям убитого.

- Увы, соблазн вернуть обратно свою любимую машину, пусть и за выкуп, для многих владельцев иномарок оказывается неодолимым. Они идут на контакт с преступниками, крайне осложняя работу оперативников. Не осознают, что тем самым мощно провоцируют развитие преступного бизнеса, и, случалось, в итоге повторно становятся жертвами бандитов, - рассказывает корреспонденту "РГ" начальник отдела Главного следственного управления при ГУВД Ставропольского края Сергей Сидоров.

Между тем у жертв, которые готовы идти на контакт с похитителями автомобилей, тоже резоны. Выкупивший у бандитов свою "ауди" 37-летний Григорий Н. объясняет корреспонденту "РГ":

- Моя машина в федеральном розыске была почти год, дело по разбойному нападению завели (бандиты на двух иномарках остановили Григория на федеральной трассе ночью, выкинули из машины - Авт.), - и баста, ни слуху ни духу. От следователя никакой информации не мог добиться. А оказалось, машина даже из края не уходила, угонщики намекали, что им менты помогали. Я поверил и сломался: отдал выкуп.

Недоверие жертв, убежденных, что бандитов крышуют менты, увы, не лишено оснований. Более того, случай, о котором пойдет речь ниже, свидетельствует: дела в этом плане зашли опасно далеко. Месяц назад дорожная патрульно-постовая служба на границе Ставропольского и Краснодарского краев остановила две "ауди" со ставропольскими номерами. Их водители предъявили свидетельства о регистрации машин в Ингушетии. Но госномера не соответствовали номерам машин, к тому же на кузовах они были перебиты. Иначе говоря, машины были крадеными. Но весь фокус был в том, что за рулем обеих машин находились ставропольские милиционеры, да еще какие! Один из них, подполковник милиции, работает заместителем начальника подразделения УБОП на Кавказских Минеральных Водах. Другой, капитан милиции, занимает должность старшего оперуполномоченного Минераловодского отдела все того же управления по борьбе с организованной преступностью. Серебристая "ауди-А6", управляемая милицейским полковником, больше года разыскивается Интерполом.

Задержанные милицейские офицеры тоже благополучно доставили бы покупателям краденые автомобили. Но остановили их по ориентировке управления собственной безопасности ГУВД Краснодарского края. А значит, есть надежда, что самое крепкое звено в отлаженной схеме дорожных преступлений будет выбито.

Сегодня в ее рядах все признаки начавшейся паники. Милицейские структуры и других субъектов региона взялись-таки за искоренение беспредела на дорогах. Особенно это заметно в сплошь криминализированной Карачаево-Черкесии, где милиция коррумпирована и связана с преступным миром, как заявил сразу же после своего избрания президент республики Мустафа Батдыев. Недавно руководство милиции КЧР было радикально обновлено за счет классных специалистов из Нижнего Новгорода, в свою очередь вызвавших еще и "интеллектуальное подкрепление" из центрального аппарата МВД. Бандиты, державшие республику в кулаке, стали ложиться на дно.

На этой неделе Главное следственное управление при ГУВД Ставропольского края отправило в суд сразу два уголовных дела по преступным группам, занимавшимся угонами машин в крае и последующей продажей за выкуп их хозяевам. И, к слову, одна из группировок состояла только из жителей соседней КЧР. Так что автомафию, превратившую республику в отстойник краденых машин, мвдэшники соседних территорий зажимают с обеих сторон так, что она заметно подрастерялась: число разбойных нападений на Ставрополье и в КЧР медленно пошло на убыль.

Однако, судя по нашей истории, для охотников за иномарками, а главное, для тех, кто ворованным пользуется, в регионе еще хватает безопасных мест, где на шикарной тачке с перебитыми госномерами, без документов можно с ветерком рассекать по федеральным дорогам, помахивая "корочками" перед носом млеющих от почтительности стражей порядка.

Вот и немудрено, что в нашей истории с какой стороны ни посмотри, единственным героем, утеревшим нос ростовским гаишникам, стала толковая таганрогская старушка со своей козой, которую не грех бы и премировать. Однако незадача: позвонившая в милицию бабуля оказалась скромным человеком - фамилии своей не назвала, а дежурному, видать, было все равно.