Комсомольск-на-Амуре: рост хищений автомобилей

Тайна за двумя замками

Примечательно, что рост хищений авто минувшим летом был отмечен и в Якутске, и в Петропавловске-Камчатском, а также в некоторых других малонаселенных пунктах Даль-невосточного региона, удаленных и отрезанных от трасс с интенсивным движением. Куда же исчезают подержанные иномарки? Первая дистанция их пути обычно не выходит за границу «спального района» и завершается в гараже-отстойнике, который может находиться за углом от места кражи. А дальше…

…Намедни дверь КПП у ворот одного из гаражных кооперативов Комсомольска приперли доской. Пожилой сторож Петрович, вооруженный шариковой ручкой, мог только предполагать ход событий в ночных лабиринтах вверенного ему хозяйства. Вскоре под окнами сторожки промелькнули две машины: охраняемую территорию на мягкой сцепке покинула в неизвестном направлении «свеженькая» иномарка. Машину хозяину вернули благодаря показаниям бывшей сотрудницы УВД, случайно заметившей, как молодые люди заталкивали в металлический гараж ухоженную «Тойоту-Короллу». И хотя владелец «отстойника» не установлен, а подозреваемых пока не задержали, сей эпилог можно отнести к разряду счастливых случайностей. Стараниями милиции к хозяевам возвращается в среднем, увы, только каждая пятая из потока украденных автомобилей.

Во-первых, всех типовых металлических сооружений, стихийно приземляющихся во дворах и закоулках города, не перечесть, их содержимое - тайна за двумя замками. Там спокойно «отстаивается» в ожидании своей дальнейшей участи большинство «японских пленниц». Опыт некоторых западных мэров, санкционировавших ликвидацию неучтенных гаражей с помощью подъемного крана и передвижной платформы, дальневосточными властями пока что только вяло рассматривается. Во-вторых, откровенных свидетелей хищений автотранспорта порой найти еще трудней, чем сами пропажи. Боятся бандитов? Просто горожане давно привыкли и к однообразным звукам заводящихся двигателей, и к тревожному вою сигнализации, и зачастую ничего, кроме раздражения, электронные вопли не вызывают. К примеру, в выходные деньки прошедшего лета одна из оборудованных фирменной сиреной машин исчезла прямо с оживленной площадки у центрального входа в городской парк, под грохот аттракционов.
...В-третьих, в дальневосточной столице криминального мира, как предполагает начальник отделения по раскрытию имущественных преступлений Виталий Раздобаров, примерно 80 процентов хищений личных средств передвижения выпуска конца 90-х годов - на счету организованного преступного сообщества - «общака». Однако ни один из автоворов в судебных залах Комсомольска-на-Амуре по заслугам в последней пятилетке еще не получал. Даже для ранее судимого функционера «общака» Сергея Длинного, весьма преуспевшего в деле хищения свежих иномарок, все доказанные эпизоды обернулись сюрпризом от местной Фемиды - тремя годами лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на два года. Соразмерны ли подобные наказания с материальной утратой, омрачающей настроение граждан, экономивших не один год ради четырехколесной мечты? Виртуозные адвокаты «общаковцев» стараются этот вопрос обходить, а судьи… Бог им судья.

Начальник УВД Комсомольска-на-Амуре Василий Пушкарев уверен, что свернуть воровской автоконвейер может только четкая и конкретная поправка к соответствующей статье Уголовного кодекса РФ, в которой депутаты Госдумы убрали бы размытые границы между понятиями «угон» и «кража». Сел за чужой руль - значит сел на нары.

Бизнес средней руки

Было бы несправедливо винить напрямую воровских авторитетов в пополнении своих личных доходов реализацией ворованной техники. Верхушка «общака» давно уж легализовала другие, более доходные виды бизнеса, а на кражи авто лишь дает добро средней прослойке воров, дабы те могли без особого ущерба для «общаковской» кассы обеспечить самих себя и других рядовых бойцов преступного сообщества. Средняя прослойка криминалитета крадет машины, как правило, у среднего класса граждан, сумевшего обзавестись наиболее популярными моделями типа «Корон» и «Калдин» (1993 — 1997 годов выпуска), у которых облицовка и ходовая практически идентичны и подходят сразу к нескольким «народным» изделиям от «Тойоты».

Доступность цели квалифицированные угонщики определяют и по другим факторам. Дмитрий И., с которым я встретился у ворот одной из авторазборок в окрестностях города, получил в феврале условный срок за участие в сбыте краденых иномарок. Он по пальцам перечисляет факторы, имеющие значение для квалифицированных похитителей: рассеянность и самонадеянность владельца, оставляющего машину без присмотра, качество сигнализации, доступность замка зажигания, отсутствие запорного механизма на руле и мультилока на коробке передач. Хотя в любом случае вор «выкрадет девчонку вместе с забором». Не получится завести двигатель - укатят избранницу на буксире. Выезжая на дело с тросом, мобильная группа обычно снимает на своей машине задний номер, чтобы на догонном курсе свидетели не могли его приметить. Не повезет ворам на улице - вскроют гараж (согласно положению ни один гаражный кооператив города полной материальной ответственности за исчезнувший с его территории автомобиль не несет). Если на вахте кооператива добросовестный охранник - подельники всегда найдут способ отвлечь его внимание. Есть способы обезвредить и спущенных с цепи собак.

Гонка за свой счет

Выйти на пропажу по горячим следам удается редко. Хотя при оперативном получении информации о приметах и предполагаемом маршруте, офицерам угрозыска Исагулову и Раздобарову не раз приходилось организовывать погоню на личных автомобилях. Не-давно такая «гонка за свой счет» в центре города завершилась аварией похищенной «Калдины». Отрываясь от «хвоста» на большой скорости, «Тойота» перевернулась, но преследуемому удалось спастись благодаря подушкам безопасности и скрыться. В основном же операм приходится бить по хвостам - информация об угоне поступает с опозданием. Майор Раздобаров подсчитывает:

- Предположим, владелец заскочил домой пообедать и через пару минут, выглянув в окно, обнаружил отсутствие автомобиля. Три минуты надо, чтобы дозвониться на «02», столько же времени дежурный уточняет обстоятельства угона. Еще несколько минут потребуется для передачи информации оперативным службам. Получается не менее десяти минут. За это время преступная группа может поставить машину в «отстой» и заказать в соседнем баре чашку кофе. Если все прошло гладко, через час та же группа на волне вдохновения способна увести еще один автомобиль. В иные дни в городе фиксируют до пяти угонов.

В июле некоторые СМИ Дальнего Востока прокомментировали резкий рост краж японских микрогрузовиков как результат беспечности их владельцев, экономящих на установке фирменной сигнализации. Это был правильный ход под конкретного рекламодателя. Однако сотрудники УВД называют совсем другую причину всплеска, а именно повышение таможенной госпошлины на данный вид транспорта, после чего в Ванино и Находке купить микрогрузовик, а тем более со спецоборудованием, стало большой проблемой. «Черный авторынок» живет не только по понятиям, но и по общеэкономической аксиоме: спрос рождает предложение.

По сходной цене

Самый быстрый и простой для преступников способ реализации похищенного автомобиля - получить деньги с убитого горем частника, предложив ему выкупить свой же автомобиль по сходной цене, которая в Комсомольске-на-Амуре на иномарки 1993 - 1997 годов выпуска колеблется от 400 до 5000 долларов. Причем воры в небольших городах Дальнего Востока почти никогда не покушаются на дорогие, эксклюзивные и новые модели иномарок, так как они узнаваемы и принадлежат людям узнаваемым. Да и по запчастям сбыть какой-нибудь выставочный «Крайслер» на дальневосточных просторах ворам не суждено. Хотя новенький «Ленд Крузер» у начальника цеха нефтеперерабатывающего завода, похищенный из гаража путем пролома стены, снова появился на своем месте только после передачи преступной группе конверта с 2000 у.е. Еще один скоростной способ реализации - кража под заказ.
Если «товар» задержался в отстойнике и «лох не шевелится» - значит вскоре на «черном рынке»  появятся недорогие и неплохие запчасти.

Наиболее сложный и вместе с тем прибыльный способ реализации краденых иномарок - перебивка номеров двигателя и шасси под поддельный паспорт технического средства. В этом случае преступной группе приходится оплачивать «нелегкий труд» оборотня из рядов милиции, «живописца по металлу», но зато и прошедший предпродажную подготовку сияющий «Марк» 1998 года уходит на одном из рынков региона по своей реальной рыночной цене. В одну из предновогодних ночей на таможне в порту Ванино было похищено из сейфа более 1000 паспортов технических средств и 1500 паспортов шасси, которые будут вдохновлять дальневосточных «автохудожников» и изумлять их ценителей - экспертов УВД еще не один год.

По оценке офицеров ОУР УВД Комсомольска-на-Амуре примерно пятая часть хищений автотранспорта в городе - на счету так называемых неконтролируемых групп. 2004 год стал роковым для троих водителей-колымщиков. Ограбление случайными пассажирами с целью завладения транспортным средством закончилось для частных извозчиков смертельным исходом.