07.10.2004 01:00
    Поделиться

    "МАЗ" поставили на рельсы

    И по трассе, и по "железке" бежит машина-паровоз. Фото: "СОЮЗ"

    Идея поставить автомобиль на железнодорожный ход не нова. Еще во времена Советского Союза практически каждый автомобильный завод занимался этой проблемой. В частности, на вооружении армии стояли универсальные "КрАЗы". Но сейчас их модели устарели: все-таки выпущены в начале 70-х годов. И износ уже приличный, и запчасти найти сложно. Ездили по рельсам и "Уралы", и "ЗиЛы", и "уазики"... Однако их низвели до уровня дрезины, а не маневрового тепловоза. И вот последняя конструкторская инновация "машины-тепловоза" появилась в Минске, в рамках союзной подпрограммы "Развитие железнодорожного транспорта в интересах обеспечения безопасности Союза Беларуси и России".

    Основным заказчиком разработки новой техники выступил белорусский департамент железнодорожных войск. Разработкой конструкторской документации занималось дочернее предприятие Минского завода колесных тягачей. Долго "перебирали" модельный ряд "МАЗов", искали подходящий вариант. Наиболее подходящим оказался "МАЗ-6303". Ради возможности поставить машину на рельсы штатную комплектацию пришлось основательно модернизировать. Практические работы по "переделке" опытного экземпляра выполнил 124-й Минский авторемонтный завод. На полигоне под Слуцком универсальный комбинированный ход автомобиля "МАЗ-6303" удачно прошел испытания.

    Естественно, что больше всех эта "машина-паровоз" заинтересовала железнодорожные войска. Ведь в условиях боевых действий не до выбора дорожного покрытия. Страдают же, в первую очередь, железнодорожные пути и мосты. У гражданских ремонтников есть специальная техника, но она может работать только при наличии подъездных путей. А если полотно разрушено в нескольких местах? В отличие от тяжелого и неповоротливого ремонтно-восстановительного поезда, грузовик с универсальным ходом обеспечивает мобильность и свободу действий. Тем более что для перехода с обычной дороги на рельсы ему специальных приспособлений не требуется. Сгодится обычный железнодорожный переезд или место с пологой насыпью: главное - до стальной колеи добраться. А дальше из-под кузова опускается железнодорожная колесная пара - и "локомотив" готов к работе. Кстати, если на автодороге предел "МАЗа-6303" - 20-тонный прицеп, то на рельсах тяговая мощность грузовика повышается на порядок. Впрочем, модернизированный "МАЗ-6303" годится не только для восстановительных целей.

    - Фактически, эта машина способна заменить небольшой маневровый тепловоз, - говорит Леонид Полянский, заместитель начальника по вооружению, начальник управления вооружения департамента железнодорожных войск, - содержать который - дорогое удовольствие. Универсальный "МАЗ-6303" и навесное оборудование к нему позволяют формировать составы, работать на разгрузке-погрузке вагонов и платформ, очищать пути от снега и так далее. По сравнению с тепловозом затрачивается, как минимум, вдвое меньше топлива, к тому же "МАЗ" на порядок дешевле в обслуживании.

    По словам конструкторов, наладить на одном из машиностроительных заводов серийное производство универсального комбинированного "МАЗ-6303" не должно составить большого труда. И оснащение грузовика железнодорожными парами на конечной цене "вездехода" скажется не очень сильно. Поэтому у проекта широкие рыночные перспективы. В том числе и экспортные.

    Поделиться