Проверка на трезвость: испытано на себе
Согласно этому документу инспекторов ДПС вновь вооружат приборами, чтобы они смогли удостовериться в собственных подозрениях перед тем, как направить на экспертизу потенциального нарушителя. С другой стороны, перед всеми участниками дорожного движения, сотрудниками ГАИ и врачами снова встал вопрос о предельно допустимой концентрации алкоголя. Если учесть нюансы отечественного законодательства, позволяющего водителю отказаться от прохождения медэкспертизы, этот щекотливый вопрос "пил - не пил" кажется и вовсе неразрешимым. Сейчас требуется доработка существующего законодательства. Ведь даже если посмотреть кодекс об административных правонарушениях, то становится непонятно, о чем думали законодатели. Внесли поправки и увеличили наказание за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения (теперь это от полутора до двух лет лишения права управления). Но алкогольное опьянение может определить только врач, только при проведении экспертизы. А за отказ от экспертизы наказание осталось прежним: штраф или лишение права управления транспортным средством на полгода. Причем в большинстве случаев суды, принимая во внимание различные факторы, чаще всего назначают штраф. А в некоторых даже советуют отказываться от медицинского освидетельствования. Поэтому наши корреспонденты попытались на собственном опыте, так сказать, "изнутри", разобраться в проблеме.
Надо сказать, что никто из нас - ни автор этого текста, ни фотокорреспондент - еще не попадал в руки медэкпертов. А тут - задание редакции со всеми вытекающими, а точнее, наоборот, вполне втекающими последствиями.
Итак, мы отправились в наркологическую больницу N 17 города Москвы. Именно здесь проходят медосвидетельствование все, кто подозревается в употреблении горячительных напитков. Всего по столице организовано десять кабинетов экспертиз от этой клиники. И места их расположения предварительно согласованы с УВД и ГИБДД Москвы. "Потребуется 12 кабинетов, - говорит Наталья Шибанова, завотделением наркологических экспертиз этой больницы, - будет 12". Непосредственно в клинике проводится более 10 тысяч освидетельствований на состояние опьянения и более 15 тысяч - на состояние наркотического опьянения. С учетом выездных пунктов клиника проводит около 300 тысяч экспертиз в год.
Скромное серое здание, чугунные ворота, строгая надпись со стрелкой "Экспертиза здесь"... Обстановка кабинета, где происходит эта малоприятная процедура, мало чем отличается от обычного офиса: слева в углу - стол, за которым сидят врач и фельдшер, справа - окно, вешалка, компьютер, который впоследствии оказывается тоже прибором для определения вашего состояния - газовым хроматографом самой последней модели.
- Вещи на стул, сами в кресло, - командует врач Ольга.
Сажусь и с нетерпением жду, чем же окажется эта самая загадочная поза Ромберга, в которую, по идее, меня должны заставить встать (или сесть). Для начала проводят клинический анализ, затем мне подносят прибор со свежеукрепленной трубочкой и просят в него подуть, сколько хватит сил. Дую. Прибор показывает, что я трезв: цифры в в жидкокристаллическом окошечке показали 0,00 промилле.
- Вы бы хоть пива выпили, - шутит врач, - повеселее было бы, цифирки побежали бы...
- Это у нас еще впереди, - убеждаем мы.
Но есть другой прибор. По инструкции освидетельствование положено проводить двумя приборами. Его долго настраивали, и потом я в него долго и с натугой дул. Результат тот же.
- Этот прибор точнее, - говорит Ольга, - но первый быстрее. Когда ночью у нас тут выстраивается очередь, им пользоваться эффективнее.
Но это в Москве приборы современные и их несколько. К сожалению, во многих других регионах на пунктах дай бог найти один современный прибор. В большинстве случаев там пользуются более дешевой, но устаревшей техникой.
По словам врачей, жизнь "в экспертизе" начинается после 21 часа. К полуночи коридор забит страждущими освидетельствоваться. Инспектора ДПС со своими клиентами проходят без очереди. Хватает тут и комических, и трагических историй. Как-то раз привели водителя, буквально из-за руля вытащили, на ногах не стоял, как ехал - неизвестно. Алкотестер показал, что в выдыхаемом воздухе - 8 промилле! Надо сказать, что, по медицинским данным, свыше 4 промилле - это уже алкогольная кома. То есть в данном случае пациент должен был быть трупом. Но он им не был и еще недавно даже управлял машиной! Воистину возможности нашего организма не перестают удивлять. А из трагических... достаточно того, что редкая ночь в клинике проходит без боя. Причем в прямом смысле этого слова. Пациента назвали пьяным? Кто виноват? Конечно, врач. И в лучшем случае сам пациент пытается восстановить свое реноме. В худшем - он зовет друзей. Врачам остается надеяться на наши службы правопорядка, и вызов ОМОНа здесь обычное дело. Врачу сломали палец? Повезло! Вывихнули руку? Счастье!.. А все остальное - судьба.
Во время обсуждения этих проблем объявляется первый пациент: ночью была драка с соседями, парень лет двадцати пяти получил черепно-мозговую травму. Соседи утверждают, что у него дома притон: то ли наркоманы, то ли пьяницы, да и сам он был нетрезв. В клинике, в которую пациент попал ночью, ему анализы почему-то не сделали, вот и направился с утра в наркологию. Надо сказать, что после происшествия прошло больше 12 часов, а посему, даже если он и был пьян, выявить это сложно. Последствия сотрясения мозга налицо. Но что-то еще коробит врачей. Анализ на алкоголь показывает, что пациент совершенно трезв. Берут мочу на наркотики - результаты этого анализа будут через неделю. На вопрос врача, какие лекарства употребляете постоянно, слышится ответ: "Клофелин, для понижения давления"... Даже человеку, слабо знакомому с медициной, но читающему современные криминальные романы, такой довод для употребления столь серьезного лекарства покажется несколько странным. Но мы не будем лезть в жизнь этого молодого человека - все решит суд.
И мы отправились пить пиво. Для чистоты эксперимента пиво пил я. Фотокорреспондент Аркадий Иваныч пил коктейль. Показания после первой бутылки пива нас мало вдохновили, и была выпита вторая. И вот итог: после двух бутылок пива показания алкотестера - 0,8 промилле. То есть по всем нормам я - пьян. И за руль теперь - "ни шагу". Кстати, с ходу убедился в эффективности "антиполицая" и "антипохмелина": после сжевывания четырех таблеток прибор показал 0,65 промилле. То есть я по-прежнему пьян. Причем на жевание этого "счастья" у меня ушло полчаса. А это вполне естественное время, за которое количество алкоголя в крови после употребления данного объема пива снижается само по себе.
Зато порадовали результаты Аркадия Иваныча. Он принял 150 грамм коктейля "Калипсо", в котором около 20 процентов алкоголя (в пиве - 4-5 процентов). Через полчаса алкотестеры показали нулевой результат. По предположению врачей, моча должна была показать хоть какой-то результат. Но не показала.
В общем, пить надо не только умеючи, но и знаючи. В коктейле присутствовал сок киви, а этот фрукт содержит огромное количество витамина С. Последний с большим удовольствием расщепляет алкоголь. Не зря водку, коньяк и виски рекомендуется закусывать лимоном. Можно, оказывается, и киви. Зато категорически не рекомендуется зажевывать выпитое жвачкой со вкусом ментола. Вопреки общественному мнению ментол только обостряет запах алкоголя. А соответственно у инспектора появится лишний повод направить вас на экспертизу.
- Литр пива или 200 грамм сухого вина "выветриваются" где-то за час-полтора, - делится с нами Наталья Шибанова. - Коктейли, если сразу после употребления, показывают легкую степень алкогольного опьянения, но через час - на шкале нули.
Но есть и другие варианты. У врачей здесь был такой случай: привезли клиента, проверили, по всем показателям - трезв. Спрашивают: когда в последний раз употребляли алкоголь? Да давно, уже не помню, может, месяц назад. А сегодня вот конфет купил и съел. Конфеты оказались не простыми, а с коньяком. Водителя отпустили с богом, как трезвого, он на радостях коробку таких конфет презентовал врачам... Те с удовольствием попробовали... А потом проверились. После трех конфет алкотестер показал содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе 0,75 промилле. Уже через час показатели нормализовались.
На самом деле это московская экспертиза достаточно хорошо оснащена. И в Москве есть возможность провести освидетельствование сразу после доставления водителя на обследование. Где-то об анализе мочи даже заикаться не приходится. Дай бог, чтобы трубок хватило на сегодняшний поток клиентов. В большинстве регионов до сих пор в ходу трубки Мохова-Шинкаренко. По мнению Натальи Шибановой, это каменный век. Уже просто неприлично применять эти устройства в медицинской практике.
Сейчас идет речь о введении пороговых значений. Эти значения прописаны в Венской конвенции о безопасности дорожного движения, подписантом которой является и Россия. Но в нашей стране предельно допустимая концентрация алкоголя не введена. Только в обычных больницах тяжелым больным допускается поставить диагноз "алкогольное опьянение" по концентрации начиная с 0,5 промилле. Для выдыхаемого воздуха пороговых значений по количеству алкоголя нет. И, по мнению заведующей отделением наркологических экспертиз, сейчас и быть не может. До тех пор, пока у нас будут применяться приборы не количественного, а качественного анализа, такие, как трубки Мохова-Шинкаренко, или полуколичественного, такие, как прибор АГЭ 1200, рекомендованные и разрешенные к применению, но которые просто не позволяют определять эти значения.
В свое время, как рассказали нам в Главном управлении ГИБДД России, у министерства здравоохранения была интересная инициатива. Они предлагали исключить из Кодекса об административных правонарушениях статью, наказующую за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
Уже должны послышаться возгласы: "Да как же так?", "Да можно ли?", "Да при нашем поголовном пьянстве..." Можно. По примеру некоторых европейских стран. Установить наказание не за состояние опьянения, а конкретно за количество алкоголя в крови. Или в выдыхаемом воздухе. Установить пороговые значения в соответствии с той же Венской конвенцией и от них плясать, как с превышением скорости. Допустим, порог 0,5 промилле. Превысил на одну десятую - штраф (большой), превысил на две десятые - лишение права управления на полгода. По меньшей мере эти понятия более удобоваримы и легче формализуемы, чем "состояние опьянения".
Так что сейчас остро стоит вопрос о корректировке законодательства, а также о необходимости оснащения клиник современными приборами количественного определения алкоголя и о введении предельно допустимых концентраций.