В сети прошел первый театральный фестиваль

Автор идеи, ректор ГОУ "Интерстудио" Елена Левшина с необычайным подъемом произнесла: "Сейчас начинает твориться история трансляции театральных спектаклей во Всемирной паутине!. Такого еще не было в мире, мы - первые!" Эту радостную новость слегка подпортил другой организатор фестиваля, руководитель первого театрального сайта www.theatre.ru Игорь Овчинников, уточнивший, что единичные случаи подобных трансляций случались. Мариинский театр в начале 90-х годов вышел в Интернет с одной из своих опер. Но так, чтобы целую неделю подряд российские театры занимали собой интернет-публику!

Поскольку Интернет очень любит статистику, все стало ясно сразу. К утру 15 октября зарегистрировались 950 человек. Через пару часов, когда Театр Петра Фоменко готовился начать спектакль "Семейное счастье" в Центре им. Мейерхольда, а автобусы отправлялись в Центр на Страстном, чтобы отвезти туда тех журналистов, которые хотели посмотреть на результаты первой интернет-трансляции, критик и телеведущий Владимир Оренов задал мне сакраментальный вопрос: "Ты стоишь перед историческим выбором: живой театр или Паутина? Остаешься здесь или едешь?" Я мужественно отправилась на Страстной. Не то чтобы сделав выбор, а исключительно из любопытства.

На Страстном нас ждал ... полный провал. На огромном экране что-то странно мерцало серыми кубиками, актеры Фоменко, едва угадываемые, беззвучно открывали губы, и еще долго после того, как они меняли положение, их застывшие образы оставались на предыдущем месте.

Через час этого подводного интернет-шоу его организаторы вышли к народу и прояснили ситуацию: на момент начала трансляции зарегистрировались уже более 1000 человек и организаций, среди них - Таймырская окружная библиотека, Хоринский район Бурятии и даже Репертуарный театр Гертруды Стайн из Нью-Йорка, который заодно выступает одним из американских партнеров проекта. Но, по всей видимости, подключившихся было раз в пять больше, чем зарегистрировавшихся. В результате сервер не выдержал перегрузок. Театральные критики, радуясь сокрушительному поражению техногенных средств перед живой силой искусства, выпили за победу последнего и разошлись. На следующий день устроители каким-то неведомым для критиков образом исправили положение: спектакли московского театра "Тень" - "Мизантроп" и "Дождь после потопа", в которых Илья Эпельбаум и Майя Краснопольская воплотили посредством теней и кукол театральные идеи Анатолия Васильева и Тонино Гуэрры, имели замечательный электронный вид. Возможно, куклам Интернет не противопоказан так, как людям.

Следующими "жертвами" паучьей экспансии стали балеты Евгения Панфилова "Восемь русских песен" и "Болеро", показанные в Центре на Страстном одновременно в реальном и электронном виде, спектакли "Геликон-оперы" - "Лулу", Театра КнАМ из Комсомольска-на-Амуре - "Реанимация дадаизма" и "Комик-треста" из Петербурга -"Белая история".

На протяжении всего фестиваля за ним будут следить специалисты и обсуждать его перспективы и ошибки на "круглых столах". Следите за "Театральной паутиной" на его сайте www.fest.theatre.ru.