Москва. Меньше химии на тротуарах
- На предстоящую зиму для борьбы с гололедом город закупил хлористый кальций, модифицированный в жидком и твердом виде, - рассказал корреспонденту "РГ" руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Николай Павлов. - Московский центр санитарно-эпидемиологического надзора выдал заключение о его безопасности как для природы, так и для обуви, автомобильных шин. Да москвичи и сами в этом могли уже убедиться: ХКМ в столице будет использоваться уже третью зиму.
Главная проблема применения реагентов состояла в том, что дорожники никак не могли научиться лить его на дорогу точно в определенное технологией время и ровно столько, сколько нужно по норме. Нальют больше, чем надо, дорога становится скользкой, как политая растительным маслом, отсюда рост дорожных происшествий на столичных магистралях. Как утверждает
Павлов, этой зимой ХКМ коммунальные службы города будут использовать не после того, как дорога уже стала скользкой, а за несколько часов до образования наледи, что позволит предотвратить образование наледи. И тогда сама собой отпадет необходимость борьбы с гололедом.
Антигололедную профилактику решено проводить на основании данных семи столичных метеостанций, расположенных в разных округах Москвы. Именно метеорологи за несколько часов до снежного циклона должны давать сигнал к наступлению технике, которая в оперативном режиме и нанесет на проезжую часть улиц и магистралей антигололедный состав.
Но самым высотехничным дорожным ноу-хау зимнего сезона станут полуавтоматические установки для обработки противоголедными материалами транспортных развязок МКАД на самых опасных участках подъема и съезда. Механизм действия новой техники выглядит так. С двух сторон вдоль трассы тянутся специальные незаметные глазу трубопроводы, в которые закачивается жидкий реагент. Антигололедный состав выпрыскивается на дорогу через форсунки в течение двух-трех секунд. Водители даже не заметят этой противогололедной процедуры: струйка реагента поднимается не выше уровня колеса.
- Впервые такая система защиты дорог ото льда, снега и дождя заработает в Москве с конца декабря на развязках Ярославского и Алтуфьевского шоссе с МКАД. В дальнейшем такими установками обустроят сложные развязки кольцевой автодороги с Ленинградским, Дмитровским и Осташковским шоссе, - рассказал "РГ" генеральный директор ОАО "Московские дороги" Александр Нефедов. - Причем удобный автоматический распылитель - это лишь видимая часть хитрой современной аппаратуры, которая должна сократить число аварий на опасных съездах не меньше, чем в пять раз. Для этого в дорожное полотно на глубине 5 и 30 сантиметров вмонтированы датчики, передающие на экран стационарной метеостанции размером не больше обычного холодильника показатели температуры и влажности опасного дорожного участка. На основании этих характеристик инженер меняет режим концентрации и частоту подачи реагента.
Транспортная инспекция, узнав о существовании такой замечательной системы, предложила установить ее сразу на 200 дорожных точках. Там, где чаще всего сотрудники ГИБДД фиксируют аварии. К сожалению, оказалось, что цена установок кусается - каждая стоит 18 миллионов рублей. Городскому бюджету приобретение всех 200 оказалось пока не по карману. Поэтому для начала выделены средства на 7 установок, еще 21 планируется купить и установить на московских развязках в следующем году.
Остальные трассы планируют очищать проверенным способом - с помощью снегоуборочной техники. Этой зимой число машин для транспортировки снега планируют увеличить до семи тысяч. Но главное, по словам Николая Павлова, на каждую из них найти до начала холодов водителей. Пока же более 10 процентов вакансий пустуют. По новой технологии водители нынче будут работать в связке. Первая машина обрабатывает дорогу реагентом в зависимости от температуры: до минус 10 градусов - жидким, ниже минус 10 градусов - твердым. Следы профилактики не позже чем через три часа должен убрать напарник на второй машине, чтобы избежать образования жидкой каши на дороге, так обезображивающей Москву. Кроме того, к каждой паре будет прикреплен техник, обязанность которого - контролировать расход реагента на вверенном ему дорожном участке. Правда, скептики утверждают, что эта технология оправдает себя только в том случае, если в Москве не будет больших пробок. Но куда же они денутся?
Во дворах будет работать тоже техника - закуплено 3, 5 тысячи машин, умеющих равномерно распределять противогололедную смесь. Их планируют применять при угрозе лишь самой большой гололедицы. В обычные же дни остается надеяться на сознательность дворников:
- Главное, чтобы они не проявляли личную инициативу и в разгар зимы для верности не сыпали вместе с реагентом соль и песок, - поясняет Николай Павлов. - Так, кстати, нередко поступают арендаторы магазинов, экспериментирующие в зимний период. А в порче обуви горожане обвиняют нас.
Кстати
Наиболее опасные дорожные участки на развязках с МКАД, которые также нуждаются в обустройстве противогололедной системой:
От Рублево-Успенского до Рублевского шоссе; от Боровского шоссе до улицы Рябиновой; шоссе Энтузиастов - МКАД; 1,5-й км ул. Победы - МКАД; 4-й км Носовихинского шоссе - МКАД; 8-й км Рязанского проспекта - МКАД; 10-й км Волгоградского проспекта - МКАД;
14-й км ул. Верхние Поля - МКАД; 16-й км Люблинского шоссе - МКАД; 24-й км Каширского шоссе - МКАД;
27-й км Липецкой улицы - МКАД; 33-й км Варшавского шоссе - МКАД; 48-й км Боровского шоссе - МКАД; ул. Генерала Дорохова - МКАД; 53-й км Сколковского шоссе - МКАД; 54-й км Можайского шоссе - МКАД; 55-й км ул. Горбунова - МКАД; 63-й км Новорижского шоссе - МКАД; 68-й км Волоколамского шоссе - МКАД;
104-й км Щелковского шоссе - МКАД.