Российские "пираты" - одно из препятствий на пути России в ВТО. Какие бы ни делались заявления о вреде пиратства и готовности бороться, сколько бы уголовных дел ни возбуждалось, какие бы акцизные марки ни вводились - каждый может поехать сегодня на "Горбушку" и убедиться: толку от этого мало. Музыка, фильмы, программы - все свободно продается по смешным в сравнении с официальными ценам. Американцы же пеняют нам, что наши заводы "кормят" пиратчиной не только российского потребителя, но и экспортируют диски в другие страны.
Кто-то может сказать, что торговля "трофейными" продуктами продолжается, поскольку это столь большой и прибыльный "бизнес", что никакая милиция не рискнет всерьез с ним бороться. Но дело, конечно, не в этом. Торговцев можно прогнать с "Горбушки" и с других торговых точек. Увы, этим проблему пиратства не решишь. Есть "файловые помойки" у интернет-провайдеров, работают электронные магазины с курьерами, можно переписывать у знакомых или через децентрализованные "пиринговые" сети, самой известной из которых был "Напстер", а теперь в моде "Коза" (Kazaa), "Осел" (e-Donkey) и прочие. "Пишущие" приводы для компакт-дисков стоят как пара лицензионных пластинок с музыкой, а чистые диски для них - как билет на автобус. На жесткий диск ценой в 2000 рублей сегодня можно записать 200 пиратских кинофильмов формата DivX с качеством лучше, чем на видеокассете. По 10 рублей за фильм. Такой диск не рассчитан на использование в качестве съемного носителя, но помещается в карман и подключается к компьютеру за две минуты. А за 1000 рублей можно купить брелок, внутри которого будет компьютерная память другого формата - энергонезависимая и без движущихся частей, то есть не боящаяся тряски. Туда можно переписать все музыкальные композиции с компакт-диска - в таком качестве, что разницу звука с оригиналом можно будет заметить только на хорошей аудиосистеме. И то если очень прислушиваться. Возможностей - море. Даже если бы торговцев пиратчиной изгнали с улиц, пиратства это не искоренило бы.
Сравните ситуацию с правилами дорожного движения. Подавляющее большинство людей - я один из них - в принципе знают ПДД и уважают. И тем не менее ежедневно нарушают, когда это оказывается разумным компромиссом с дорожной ситуацией. И "слепое" следование правилам можно было бы привить только серьезными штрафами - как и делается (успешно) во многих странах.
С пиратством - та же ситуация. Уважение к интеллектуальной собственности - вещь важная, но практически проявляющаяся лишь при наличии серьезных экономических стимулов. Только в случае "цифровых" продуктов схема обратная - тут нужны не штрафы и прочие карательные меры, а "справедливая" ценовая политика.
Стоп, скажете вы. Какая еще "справедливость"? Это же не социальный товар вроде хлеба, это рынок, да еще и развлекательный по большей части. Не устраивает цена - ищи более дешевое предложение или не покупай. А иначе ты - вор, и заслуживаешь тюрьмы.
Однако надо признать: никто на самом деле так не считает. Если посмотреть в словарь, воровство - это хищение чужой собственности, а хищение - присвоение чужого имущества. Общественное мнение наотрез отказывается признать в неосязаемых авторских правах имущество. Его же нельзя потрогать. Скопировав музыку, фильм или программу, ты ничего не отнимаешь у его создателя. У него остаются "мастер-кассета" и, если угодно, все его авторские права. Ровно такие же, какие были и до того, как ты посмотрел пиратский фильм.
Юридически вышесказанное - полная чушь. Тем более что доходы создатель виртуального продукта таким образом все-таки теряет, что тут ни говори. Но это абсолютно интуитивный подход: не отнял ничего осязаемого - значит, нет и воровства. И переубедить людей невозможно. Более конструктивный путь - признать, что существует представление о "справедливой" цене.
«Пишущие» приводы для компакт-дисков стоят как пара лицензионных пластинок с музыкой, а чистые диски для них - как билет на автобус.
Никто не спорит, что цена легального продукта должна быть выше той, по которой его предлагают пираты. Что его авторам нужно "что-то кушать". Что лучше соблюдать законы, а не просто уважать. Люди готовы платить больше - и за факт легальности как таковой, и за качество носителя и "упаковки". Но только если легальный продукт стоит ровно настолько дороже, во сколько средний покупатель интуитивно оценивает перечисленные преимущества. И вы знаете, это работает.
Есть части рынка компьютерных программ, где легальные продажи достаточно высоки, чтобы рынок бурно развивался. Пиратская доля там, вероятно, все еще выше - но она падает. Это игры для персональных компьютеров под операционной системой Windows. Сегодня российские компании издают такие игры в двух вариантах. Первый - с "западными" ценой и комплектацией: это красивая коробка, в ней кроме диска - книжка с описанием и другие "бонусы", то есть приятные дополнительные мелочи. Скажем, футболка. Такая комплектация - подарочный вариант, дорогой. Но есть и второй - так называемый jewel-box. То есть простая пластиковая коробочка с диском. Тут нет ни "бонусов", ни инструкций - только сама программа в том же виде, в каком ее можно было бы купить у пиратов или скачать из Интернета. Только стоит такая коробка немногим дороже пиратской, а то и дешевле. Если "пиратский стандарт" сегодня - 100 рублей за диск, то лицензионная игра в упрощенном варианте может стоить рублей 200, реже - 300. А иногда и 90 рублей.
И что бы вы думали? Все больше игр - и российских, и западных - продаются таким образом. То есть экономику не обманешь. Если цена справедливая - все работает как в учебнике. Пиратам остается отыгрываться за счет более оперативного выпуска игр, выпуская неотличимые от оригинала подделки и т. д. Но рано или поздно "справедливость" и, простите, совесть сделают свое дело - места для пиратов не останется. Я в это свято верю.
Думая об этом, нельзя не сожалеть о грубейшей ошибке, сделанной фирмой Microsoft, фактически монопольным производителем операционных систем для персональных компьютеров. Недавно компания объявила о присоединении России к пилотной программе выпуска так называемой Windows XP Starter Edition - то есть версии для бедных. Проблема в том, что это не "уменьшенная" версия, а, мягко говоря, "урезанная". Чтобы пояснить, что это такое, возьмем пример современных кинотеатров. Там бывает два класса билетов - обычные и дорогие, на места в центре зала. Представьте себе, что прокатчики делали бы иначе: можно было бы купить обычный билет или Starter Edition, по которому бы показывали лишь часть экрана, и из всех колонок аудиосистемы было бы слышно одну. Примерно то же самое собирается делать и Microsoft: разрешение экрана в Windows XP Starter Edition будет насильно ограничено 800х600 (сегодня в российском Интернете компьютеров с таким экраном - чуть больше 20 процентов - это, как правило, старые компьютеры). В такой операционной системе можно будет одновременно запускать не более трех программ и в каждой из них открывать не более трех окон. Зато обещают упрощенную работу, облегченные интерфейсы и расширенную систему для обучения пользованию системой. Но это, безусловно, попытка сделать хорошую мину при плохой игре. В автошколах не учат вождению на машинах, у которых есть только две передачи и руль поворачивается лишь на пол-оборота. Так что упомянутая Starter Edition - это урезанная версия.
Думаете, зато она будет стоить копейки? Ничего подобного. Официально цены еще не названы, но сообщалось об уровне в 1000 рублей. С одной стороны, не так уж дорого. Но если вспомнить о понятии "справедливой" цены, иначе как оскорбительным это предложение не назовешь. Жаль, если в главной мировой компьютерной компании этого не понимают. Стив Балмер - один из руководителей Microsoft - заявил российским журналистам: "Со временем в России могут появиться пользователи-новички, которых вполне устроит, если разрешение экрана будет 800 на 600 точек, а это далеко не лучшее разрешение, а тактовая частота процессора не превышает 1 ГГц". То есть они все-таки понимают, что сегодня таких пользователей нет. Зачем же портить отношение к себе нынешних потребителей?
Пока монополист будет предлагать россиянам учиться вождению на автомобиле с двумя передачами, совесть будет очень мало тревожить их при установке пиратских версий. Если угодно, пиратство - это самосуд. Совершенно незаконный. Но пугающе неизбежный. И сколько ни открывай уголовных дел, есть единственный способ борьбы с пиратством - устанавливать цены, которые потребители сочли бы справедливыми.