На что они будут потрачены, объяснил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Средства пойдут не только на закупку компьютеров, но и на создание электронных библиотек, межшкольных методических центров и повышение квалификации учителей. "Компьютеры в школах есть, однако наполнение их оставляет желать лучшего, - посетовал министр. - Мы обратились к МБРР, который не только даст кредит, но и предоставит экспертов и программу сопровождения".
В результате большинство школ и ПТУ должны перейти на новую ступень освоения компьютеров - использование современных цифровых учебных ресурсов, гибкую организацию процесса учения.
Для компьютеризации наших школ уже сделано немало. Реализуется целый ряд федеральных и региональных программ. Самая известная - "Компьютеризация сельской школы", благодаря которой практически все школы на селе не только оснащены компьютерами, но и снабжены комплектом необходимых программ. И все-таки опыт использования новых информационных технологий в образовании пока остается "точечным" и в огромной степени личным. Многое по-прежнему зависит от педагогов, директоров, управленцев, губернаторов. Насколько информатизация образования дошла до школы? По просьбе "РГ" сетевое объединение методистов провело опрос учителей из глубинки.
Сергей Доценко, учитель истории Маслянинской школы №2 Новосибирской области:
- В наш район по госпрограмме пришел компьютер. И пусть всего один, но мы все равно очень воодушевились открывающимися перед нами перспективами. Радость сельчан закончилась весьма быстро. Большинство учителей просто не имеют доступа к компьютеру, так как администрация школы установила компьютер в кабинете директора. И так - в большинстве школ: техника стоит либо в кабинете директора, либо в бухгалтерии.
Николай Идатчиков, учитель истории и права Приреченской средней школы Красноярского края:
- Подключение к Интернету позволяет нам участвовать в дистанционных педсоветах. Через локальную сеть Ужурского районного управления образования, к которой подключено несколько сельских и городских школ, мы информируем коллег о методических новинках. Хотя сеть района пока слабо используется для дистанционного обучения. Не разработана методика преподавания с использованием компьютеров, поэтому уроки многие педагоги ведут неумело. У некоторых учителей это всего лишь стремление не отстать от моды. Нам нужны проекторы, ноутбуки, а их очень мало.
Сергей Иванов, учитель информатики средней школы №1 п. Новокручининский Читинской области:
- На селе с информатизацией больше проблем, чем успехов. В нашем поселке три школы, и всего одна имеет компьютерный класс. В нашей школе вообще только один компьютер. Одного желания и инициативы недостаточно, чтобы информатизация школы была на должном уровне.
Андрей Тихов, учитель года Белгородской области-2002:
- Беда в том, что школы за Интернет платят столько же, сколько обычный пользователь. Методических ресурсов по разным предметам в Сети хватает, однако учителя зачастую о них не знают, ведь поиск в Интернете не по карману школе. Большинство учителей, прошедших обучение информационным технологиям, через месяц-другой забывают обо всем, поскольку нет постоянной практики работы на компьютере. Однако все больше учителей считают, что знание информационных технологий необходимо школе. Поэтому сетевые методические объединения надо создавать на территории всей России. Этим могли бы заняться институты повышения квалификации.
Олег Чебан, преподаватель информатики Киселевского педагогического училища Кемеровской области:
- Вот уже два года прошло с момента объявления президентской программы компьютеризации. В Кемеровской области программа не выполнена. Скажу больше: к нам в училище приходят дети после 9-го, 11-го классов, которые совсем не изучали информатику! Без материальной базы, без "хорошего" доступа в Сеть нам дальше не жить. Сейчас мы подключились к Интернету, устроили факультативные занятия. Однако пришлось собирать деньги с преподавателей - 10 рублей в час за выход в Интернет. А как иначе? Но приехал облпрофсоюз (по просьбе "доброжелателей") - и пытал о внебюджетной деятельности. Криминала не обнаружили - уехали. Спасибо от нищего учительства - за интерес чиновников к инновациям.