12.11.2004 02:10

Законы ПАРКИНГсона

На платных парковках не ставят крестов, но разве от этого легче...

Напомним, только в самой Москве зарегистрировано более трех миллионов машин. Но этим количество транспорта в столице не ограничивается, есть еще огромное количество машин из Подмосковья, владельцы которых приезжают сюда на работу, гости из других городов и просто транзитный транспорт... И всем им надо где-то останавливаться. А это зачастую обходится слишком дорого даже для очень толстого кошелька. К тому же есть риск найти свою машину несколько не в том виде, в котором вы ее оставили. Парковщики в погоне за рублем идут на все: на завышение цен, на силовые методы, чтобы эти цены вылились звонкой монетой и в нужный карман. И сталкиваться с ними приходится буквально каждому автовладельцу, если не хочется потом разыскивать машину на спецстоянках.

Вот конкретный пример такого столкновения. Сижу с сыном в поликлинике в очереди, жду приема. Звонит жена на мобильник: "Мне колесо прокололи..." Утро перестает быть томным.

К 9.00 она подъехала к Ленинградскому вокзалу - кого-то ей там надо было проводить - и оставила машину на муниципальной парковке. К ней подошел парковщик и заявил, что с нее 60 рублей. Жена удивилась и потребовала подтверждающий это документ. Молодой человек предъявил счет (такие в магазинах выдают, вписывая за что уплачено, но с чеком), понятное дело, без чека, зато с печатью ООО "Малыш". Жену это не удовлетворило, и она потребовала парковочный талон. Через некоторое время ей его предоставили. Обычный парковочный талон: циферки, которые нужно монеткой стирать, все как положено, кроме одного. Цена за парковку за пределами Садового кольца в талоне прописана четко: 9 рублей за час. Жена даже расщедрилась - вручила парковщику "червонец" без сдачи. Тот почему-то остался недоволен и пробурчал вслед невнятные угрозы. Дойдя до здания вокзала, жена обернулась и увидела, что парень, нагнувшись, что-то ковыряет около колеса ее машины. Жена вернулась и сообщила молодому человеку, что если с машиной что-то случится, у него будут проблемы. Как в воду глядела.

Вернулась она через час. Машина стоит на спущенном до обода колесе. Она пошла в отделение милиции. Оперуполномоченный, которому было поручено разобраться с этим делом, поинтересовался: "Будем заявление писать или деньги требовать?" К тому времени супруге было уже все равно, лишь бы быстрее уехать с площади трех вокзалов. И опер решил обойтись без заявления. Вернулись на парковку. Взяли парковщика и проследовали в отделение. Там лейтенант ненадолго заперся с виновником происшествия в кабинете. Потом, выпустив его в коридор, произнес: "Чтобы я вас здесь больше не видел". Его надежды не оправдались. Парковщик сразу в коридоре заявил: "Денег нет". Пришлось снова побеспокоить милиционера. Снова беседа один на один за закрытой дверью. После этого непонятливый товарищ на предложение опера самому поменять колесо, отнести его в шиномонтаж, отремонтировать за свой счет и поставить на место, отреагировал более правильно: "Я все сделаю".

...Приехав на Ленинградский вокзал, я застал идиллическую картину: парковщик прикручивал к ступице отремонтированное колесо. Над ним нависал другой работник стоянки, вероятно рангом постарше, и командовал парадом: "Колесо в багажник положи, винт покрепче затяни, колпак переверни..."

Итого: за одно проколотое колесо на его долю выпало полдня "развлечений". За ремонт он заплатил 150 рублей. Но хамства это ему не убавило. Мы еще не отъехали, как он водителю рядом припарковавшейся машины заявил: "60 рублей в час". Пришлось заново объяснять ситуацию, но он ее так и не понял.

Действительно, водитель чувствует себя абсолютно беззащитным, если нет у него "ксивы" МВД или любого другого силового ведомства, помощника депутата или правительства Москвы. Эти документы удивительным образом снимают с вас обязанность платить за парковку и сохраняют автомобиль в целости и сохранности. Всем остальным приходится раскошеливаться, причем по ценам на несколько порядков больше, чем установленные законом. А если не заплатишь, то кто знает, что с твоей машиной случится. Ее не угонят, но в лучшем случае пробьют колеса...

В столице на муниципальных платных парковках определены жесткие цены. Их установило министерство финансов Москвы еще в 1997 году. И с тех пор ничего не менялось: в пределах Бульварного кольца - 11 рублей, от Бульварного до Садового кольца - 10 рублей, от Садового и далее - 9 рублей. Менять эти тарифы по своему усмотрению организация, эксплуатирующая эти парковки, не имеет права. Но на практике с автолюбителей требуют совсем иные суммы. Площадь трех вокзалов - от 50 до 100 рублей в час в зависимости от времени суток, количества машин и наглости парковщика. Рынок около метро "Тимирязевская" - 20 рублей в час, "Детский мир" - от 20 до 50 рублей в час. Причем, если найти место со стороны Кузнецкого моста, вам придется выложить всего лишь 10 рублей. Площадь Белорусского вокзала - 50 рублей в час, Большая Дорогомиловская - 20 рублей в час, площадь Маяковского - от 20 до 50, в зависимости от близости к Тверской, ЦУМ - 100 рублей в час.

Теперь стоит сказать о парковочных талонах. Это документ строгой финансовой отчетности. Если вы остановились на муниципальной парковке, вам обязаны выдать именно этот документ. Никаких счетов, чеков и прочего. Поэтому очень странно выглядит, когда к твоей машине приближается парковщик, отрывает огрызок от талона, на котором пишет время во сколько ты остановился, и засовывает этот огрызок под дворник. Впрочем, при столь завышенных расценках плюс-минус парковочный талон - не проблема. Все равно количество вырученных средств его окупает в несколько раз.

А теперь давайте посчитаем. Как рассказал "РГ" заместитель генерального директора Городской службы платных парковок ГУП г. Москвы Владимир Клушин, недавно была проведена проверка парковок. Выяснилось, что так называемая "средняя оплачиваемость" составила 23 процента. То есть за парковку платит лишь каждый четвертый. Отсюда и отчисления в бюджет города соответствующие: за год 30 миллионов рублей. Но это все официальные цифры. И 30 миллионов рублей - это с тех самых официальных парковочных талонов, которые по 9, 10 и 11 рублей соответственно. Можно представить, какие суммы оседают вне городского кармана при столь завышенных тарифах. Понятно, что при подобной внутренней бухгалтерии, низкая оплачиваемость парковок выгодна. Но кому?

Сами парковщики зарабатывают немного. Бывает, у них получается пропустить пару-тройку машин на благо своего кошелька. Но за всем остальным внимательно следят специально обученные люди - "хозяева". Деньги парковщики сдают им. Дальше след сверхприбылей теряется.

Надо оговориться, все вышесказанное не вымысел, а элементарное наблюдение за работой нескольких парковок. В том числе и той, что у Ленинградского вокзала. Владимир Клушин, после моего рассказа о пробитом колесе, спросил номер жетона работника парковки, проколовшего колесо, пообещал все выяснить и разобраться вплоть до увольнения виновного. Проблема в том, что я не уверен, что будет уволен именно тот наглый молодой человек, который проколол колесо. Раннее утро на Ленинградском вокзале. Перед "хозяином" парковки, который раздает жетоны, стоят несколько молодых людей. Надо сказать, что каждому номеру, который выбит на жетоне, соответствует конкретный ответственный человек. Но выдаются жетоны не по списку, а по принципу: вечером вернешь. Кстати, у парковщиков также есть и свои внештатные помощники, которые вообще не несут никакой ответственности, но деньги собирают с удовольствием. Что же касается собираемости, то на моих глазах в этот утренний час припарковалось семь машин. Не заплатил только один, но у него была сильно уважительная причина: синие номера. А в конце рабочего дня отчитаться об успехах не проблема: количество денег приравнять к количеству использованных талонов, а остаток оставить в кармане.

На сегодняшний день в Москве существует 176 платных парковок на 8 тысяч машиномест. Какие-то из них полны всегда, и машины на них меняются раз в полчаса, какие-то пустуют, но таких мало. При несложном подсчете: 8000 машиномест умножить на 10 рублей (средняя стоимость), умножить на 12 часов (среднее время работы парковки) и умножить на 30 дней в месяц как раз выйдет около 30 миллионов рублей при госрасценках. Если посчитать "левые" заработки, то они перевалят за 100 миллионов рублей в месяц.

На самом деле проводить проверки парковок должны, по-моему, сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями, хотя бы потому, что налицо грабеж сограждан и городской казны. Кстати, в последнее время наблюдается следующая картина: если на парковке начинаешь интересоваться парковочными талонами, правилами парковки, которые должны быть на каждом подобном объекте, то есть вести себя скандально, с тебя не возьмут и положенных 11, 10, 9 рублей в час. Просто оставят в покое. Правда, риск оказаться с проколотым колесом остается. И это в лучшем случае. Есть еще масса способов подгадить автолюбителю, менее заметных, но более проблемных. Причем доказать участие парковщика в этих махинациях будет практически невозможно, особенно если подлость вскроется после того, как парковка осталась в зеркале заднего вида. Но чтобы не провоцировать энтузиастов, мы не будем описывать эти способы.

   Кстати

Надо сказать, что в скором времени парковки в Москве официально подорожают. По распоряжению первого заместителя мэра столицы тарифы на услуги парковок будет устанавливать ГУП Москвы "Городская служба платных парковок". По словам Владимира Клушина, цены будут следующие: в пределах Бульварного кольца - 40 рублей, от Бульварного до Садового кольца - 30, от Садового до Третьего транспортного - 25, от Третьего транспортного до МКАД - 20. Во сколько раз возрастут неофициальные - остается только гадать. Непонятно также, чем обернется отказ неофициальной оплаты, похоже, как минимум, смертной казнью.