Введение новой противоугонной системы тормозится
Примерно 70 тысяч автомобилей с измененной маркировкой милиции все же удалось найти. Но, по признанию самих сотрудников правоохранительных органов, сложностей при этом пришлось преодолеть немало. И главная - идентификация автомобилей. А если нельзя идентифицировать автомобиль, то невозможно вернуть его законному владельцу. И вот уже почти 200 тысяч "бесхозных" авто ржавеют на спецплощадках ГИБДД.
Поэтому, когда в 2002 году тогдашний министр внутренних дел РФ Борис Грызлов дал добро на экспериментальное внедрение правоохранительными органами новейшей технологии маркировки ДатаДот, многие, кто успел ознакомиться с этой маркировкой, поняли: по угонщикам готовится убийственный удар. Новая система маркировки позволяет безошибочно идентифицировать угнанный автомобиль, даже если номера на его узлах "перебиты" супермастерами.
Кстати, что такое ДатаДот? Суть технологии в том, что на основные узлы и детали автомобиля наносится десяток тысяч микроточек. В свою очередь, на каждой из этих микроточек путем лазерного напыления микрочастиц серебра помещена информация о данном конкретном автомобиле - шестизначный идентификационный номер (ПИН), который немедленно вносится в базу данных, совмещенную с базой данных ГИБДД. Для нанесения микроточек применяется полимерный состав, способный противостоять тепловому воздействию. Он абсолютно незаметен невооруженным глазом, не смывается растворителями, не может быть закрашен и светится в ультрафиолете.
ДатаДот изобрели австралийцы, и не от хорошей жизни. До недавнего времени эта страна пребывала едва ли не в мировых лидерах по количеству угоняемого автотранспорта (по крайней мере, количество угонов и краж автомобилей было не меньше, чем в России сегодня, - вот тебе и островное государство!). После массового внедрения уникальной маркировки проблема практически исчезла. Этот опыт сегодня успешно перенимают и США, и Канада, и Великобритания, и даже Новая Зеландия. "Дженерал Моторс" начнет тотальную маркировку всех производимых автомобилей с 2006 года, а ФБР настоятельно рекомендует, чтобы ДатаДот использовали все американские производители автомобилей.
В России новую технологию по поручению Минэкономразвития России взялось разрабатывать и внедрять ФГУП "ВО Техмашимпорт", и уже добилось неплохих результатов. Новая противоугонная система успела получить высокие оценки со стороны многих компетентных организаций: НИИ криминалистики ФСБ России, Минюста России, следственного комитета МВД, Генпрокуратуры и в первую очередь ГИБДД.
- Невозможно успешно вести работы по розыску угнанного автотранспорта, не используя последние достижения науки, - считает, например, Виктор Кирьянов, начальник ГУ ГИБДД. - Да, сама по себе идея маркировать детали автомобиля не нова. Новым в технологии ДатаДот является тотальная маркировка всех деталей и таким количеством меток, что их уничтожение становится экономически нецелесообразным для преступников.
А начальник отдела организации розыска транспортных средств ГИБДД А. Солдатов уверен, что технология ДатаДот в нашей стране будет внедрена обязательно, поскольку, по его мнению, привлекательность системы заключается в использовании очень простого инструментария, работа с которым не требует какой-либо квалификации. Любой инспектор имеет возможность приподнять в салоне коврик и проверить номера, которые нанесены напылением. Более 10 тысяч крапинок - попробуй удали их все!
Однако не все так безоблачно. Казалось бы, все "за", а массовое внедрение тормозится. Неужели и тут играет свою негативную роль наш пресловутый менталитет, когда верхи "за", а низам - все безразлично? Казалось бы, благодаря усилиям и Бориса Грызлова, и нынешнего министра внутренних дел Рашида Нургалиева технология должна работать для выявления и идентификации угнанных или похищенных автотранспортных средств. Есть соответствующие приказы, необходимое оборудование по распознаванию новой маркировки уже находится в распоряжении управлений ГИБДД практически всех регионов РФ (между прочим, ни копейки не было израсходовано из бюджетных средств), и дело за небольшим - оснастить им все стационарные посты ДПС, места регистрации и техосмотра автотранспорта. К тому же, по данным МВД, более четырех тысяч сотрудников ГИБДД страны уже прошли специальную подготовку для работы с новой системой маркировки. В чем же дело?
Понятно, что новая технология маркировки, значительно облегчающая задачу поиска угнанного автомобиля, да и вообще делающая этот угон просто нерентабельным, встречена в штыки. Кем? Людьми нечистоплотными, метко названными в свое время "оборотнями в погонах", теми, кого ДатаДот лишает бизнеса, или теми, кто легализует ворованные машины. Выяснить это - дело компетентных органов.
Что касается аргументов спецалистов, они убедительны: перебить заводскую маркировку еще можно, а вот удалить все микроточки - просто нереально (а главное - экономически нецелесообразно). Получается, что узаконить "левую" машину теперь станет невозможно. Как и невозможно будет на сутки изъять данные на угнанную машину из базы данных ДатаДот.
Наконец, в наше неспокойное время, когда страна противостоит международному терроризму, маркировка ДатаДот может успешно служить для установления владельцев машин, которыми пользуются террористы... Пример уже имеется: взрыв у посольства Австралии в Индонезии в прошлом году. Машину, начиненную взрывчаткой, разнесло на мелкие кусочки, но на одном обломке сохранилась микроточка. Сразу определили, что владелец - прокатная компания, кто брал автомобиль в прокат, и потянулась веревочка... А уж если маркировать оружие, то это вам не спиленный заводской номер!
Вот и возникает вопрос: неужели кто-то может затормозить технологию, которую давно ожидают миллионы автолюбителей?