По словам исполнительного директора НАУЭТ Антона Никольского, цифры несколько разочаровали авторов отчета. Темп роста этого сектора отечественного рынка составил немногим более 34 процентов, в то время как в Европе объемы электронной торговли ежегодно как минимум удваиваются и в нынешнем году должны составить 979,83 миллиарда долларов.
Розница
Во всем мире, утверждает Никольский, сегмент В2В (опт) значительно превышает розничный. У нас же все наоборот. В 2004 году сегмент В2В вырос до 442 миллионов долларов, а В2С (розница) - до 662 миллионов. Надо сказать, что в этом секторе реально работают более 100 электронных магазинов, но не все они представили данные для отчета. Стоит заметить к тому же, что учитывались магазины только зоны "ru", в качестве магазинов не рассматривались так называемые "доски объявлений".
Что можно сказать про ассортимент? На первом месте среди электронных покупок компьютеры, оргтехника, комплектующие и канцелярские товары - всего на 290,7 миллиона долларов. Затем идет бытовая техника (почти 177 миллионов долларов), на третьем месте автомобили и запчасти к ним - 120 миллионов долларов. По количеству заказов в день лидирует такая группа товаров, как книги, CD, DVD, MP3 - в среднем 180 заказов в день. По финансовым же результатам эта группа товаров занимает лишь четвертое место - 28 миллионов долларов.
Всего же объем продаж непродовольственных товаров через Интернет исчисляется в 649 миллионов долларов - 0,78 процента розничной торговли в России.
Общий объем рекламаций по товарам, приобретенным через Сеть, исчисляется в 4,4 процента - вполне терпимо, если учесть, что покупатель при выборе не может увидеть и пощупать приобретаемое.
В то же время очень невелика - 6,5 процента - доля сделок с использованием кредитных карт или электронных платежных систем. Связано это с недостаточной защитой подобного способа расчетов в Сети, утверждает Антон Никольский. Помимо этого есть еще несколько серьезных проблем в сегменте В2С. Например, требуются значительные затраты на информирование потенциальных покупателей о соответствующем ресурсе, раскрутка сайта. Но это дело наживное. Сложнее с соблюдением прав потребителя в интернет-магазинах, где ситуация, несмотря на многочисленные декларации властей, практически не меняется.
Опт
Но вернемся к сегменту В2В. В этом секторе абсолютным лидером стал топливно-энергетический комплекс (покупки плюс продажи). Объем зарегистрированных сделок здесь составил 348 миллионов долларов. Причем, по словам Антона Никольского, основной объем продаж составили не нефть и газ, а именно оборудование и комплектующие к нему. На втором месте металлургия - 42 миллиона долларов, на третьем - так называемые универсальные площадки, где реализуется все понемногу (32 миллиона долларов).
Надо сказать, что если прежде компьютеры и комплектующие продавались в основном в розницу, то сейчас появляются торговые площадки для мелких оптовиков. Правда, объем таких продаж пока невелик - 6,2 миллиона долларов.
Производить закупки компании предпочитают непосредственно с сайта поставщика (37,5 процента). А вот при продажах чаще используют свой собственный сайт (83 процента).
Основная проблема в секторе В2В - это юридическая достоверность электронных документов. Несмотря на то, что закон об электронной подписи давно действует, ее используют всего 2,4 процента компаний. Дело в том, что условия использования электронной подписи не утверждены до сих пор, нет единых стандартов на этот счет. В итоге закон повис в воздухе.
Госзакупки
Но наиболее значимый рост показал сектор В2G - электронные госзакупки. Только за 11 месяцев этого года объем этого сектора составил 2,13 миллиарда долларов против 141 миллиона в минувшем году. Сумма сделок только на площадке "Росатома" составила 55 миллиардов рублей. На всех остальных площадках она достигала почти 6 миллиардов.
Прогноз
Чего же ожидать на этом фронте в году грядущем? По словам Антона Никольского, в розничном сегменте будет наблюдаться консолидация - крупные магазины станут поглощать мелкие. Будет продолжаться наращивание объемов продаж.
В секторе В2В все упирается в законодательство. В свое время минэкономразвития и минсвязи в рамках концепции развития программы "Электронная Россия" предлагали внести изменения в более чем 60 нормативных актов, призванных создать условия для роста этого рынка. Ни одно из них не рассмотрено. Не ясна и судьба переданного в Госдуму закона об электронной торговле, который должен обеспечить качественный скачок - переход сайтов от имиджевого содержания к нормально функционирующей торговой площадке.
По мнению представителей бизнеса, Федеральная целевая программа "Электронная Россия" пока не оказывает особого влияния на развитие электронной торговли. Создающиеся государственными структурами торговые площадки предназначаются в основном для реализации программы госзакупок. Для коммерческих закупок они не годятся. А поэтому коммерческие компании используют для бизнеса электронные торговые площадки, созданные коммерческими компаниями. Если же будет принят закон о госзакупках, который обсуждается сейчас в Госдуме, то коммерческие и государственные площадки разведут окончательно. В итоге проиграют и бизнес, и госструктуры.
На полях
В отчет не вошли некоторые развивающиеся направления интернет-бизнеса. Например, интернет-реклама. Между тем объем этого рынка в этом году составил более 20 миллионов долларов - примерно 0,6 процента от общего объема рекламы в России.
Активное развитие продемонстрировал рынок туристических услуг: около 16 процентов бронирования туров было осуществлено через Интернет. В денежном выражении это 4,16 миллиарда долларов. В США, для сравнения, объем этого рынка составил более 54 миллиардов долларов.
Резко вырос рынок СМС-услуг: заказы через Интернет мелодий, рингтонов и игр для мобильных телефонов. Если в прошлом году он составил 7 миллионов долларов, то в этом перевалил за 42 миллиона долларов.
Что касается игровой индустрии, то оборот интернет-казино в России превысил 5 миллионов долларов. Для сравнения: мировой рынок составляет порядка 5 миллиардов долларов. Но по части азарта, тут сомнений нет, мы свое возьмем, и очень скоро.