22.12.2004 01:00
    Поделиться

    В Кабардино-Балкарии учат русский по-особенному

    Преподавать русский в селе не просто. В начальных классах преподавание ведется в основном на кабардинском или балкарском. Русский же изучается как иностранный. У педагогов тяжелейшая задача: к средней школе дети должны владеть "великим и могучим" так, чтобы учиться по общероссийской программе. Известно, что за три-четыре года в обычной школе средних способностей и упорства ученик осваивает лишь примитивные тексты и стишки. Это происходит потому, считают некоторые педагоги, что традиционные уроки построены на зубрежке правил. Если же учесть, что в русской орфографии этих сформулированных мудреным языком аксиом более 160, то станет понятно, каково приходится малышам.

    Село Нижний Черек - одно из самых удаленных от Нальчика. А здешняя школа, наряду с другими сельскими, уже несколько лет использует методику доктора филологических наук Марии Шекихачевой, опробованную в Фергане, Майкопе, Кутаиси, Баку. Это смесь лингвистики, математики, психологии и эксперимента. Причем в основе всего курса русского - не традиционные синтаксис и орфография, а словообразование, место которому в обычных учебниках - где-то на задворках. Что, в общем-то, удивительно, ведь 95 процентов русских слов произошли от других с помощью суффиксов и приставок. Модели, по которым созданы все русские слова, описаны и классифицированы. А коль скоро это так, то логично изучить "технологию" такого строительства и применять ее, строя новые слова.

    На уроке молоденькой сельской учительницы пятиклассники жонглируют такими лингвистическими терминами, как интерфикс, наложение, усечение. Рисуют какие-то схемы, алгоритмы поэтапных операций, конструируют новые слова, опираясь на образцы. Признаюсь, внешне все выглядит, мягко говоря, странновато. Ученик громко проговаривает все, что делает на доске. Строит словообразовательную цепочку: определяет основу, от которой будет образовано новое слово, потом - "строительный материал", а в конце пытается объяснить, какой смысл привнесли в исходное слово суффиксы и приставки. Мимоходом толкует о различных метаморфозах со звуками, которые происходят в местах соединения частей слова.

    Поверить, что двенадцатилетний Ахметик разбирается в тонких материях лингвистики не хуже слушателя подготовительного отделения филфака, сразу трудно. При личном собеседовании пятиклашки доказали, что абсолютно ясно представляют себе те процессы языка, которые стоят за терминами.Вот Ахмет, снисходительно улыбнувшись, объясняет, что в слове "скворец" суффикса нет, а в слове "горец" он есть. Я незаметно вышла из класса и сверилась со словарем. Маленький горец был прав.

       мнения

    Игорь Улуханов, автор знаменитой "Русской грамматики", доктор филологических наук:

    - Я был на уроках в нескольких сельских школах. Ребята говорят прекрасно, без акцента и ошибок. Как лингвист, убежден: словообразовательный анализ особенно полезен тем детям, которые только начали изучать русский. Он показывает реальные связи языка, помогает лучше понимать лексику, увеличивает словарный запас за счет знания моделей. Важно знать именно реальный путь образования слов, а не механически членить их на корни, суффиксы и приставки, как многие у нас привыкли.

    Татьяна Березовская, научный руководитель федеральных экспериментальных площадок министерства образования и науки РФ:

    - Слабое место методики - четвертая операция, где ребенок должен дать толкование полученного слова. Но это действительно очень сложно. К слову, ошибки такого рода встречаются даже в толковом словаре Ожегова, где слово "петух" объясняется как "самец курицы", а "курица" как "самка петуха".

    С другой стороны, большой плюс - экономия времени при изучении русского в национальной школе. Это здоровьесберегающая технология. А то, насколько дети загружены неудобоваримыми правилами, подтвердит такой факт. В физиологической лаборатории при Томском университете мы провели эксперимент: специальный прибор записывал мозговую деятельность семиклассников, которым я продиктовала фразу из пяти слов. Они должны были, не торопясь, объяснить все сложные слова, проверить безударные гласные, определиться с окончаниями. Знаете, сколько потребовалось времени? В среднем 20 минут. Это значит, что если пользоваться только традиционными методами, опираться на правила и не включать интуицию, диктант за час написать невозможно. Но ведь интуиции можно и обучать. Что и делают в кабардино-балкарских школах.

    Поделиться