Реформ бояться - в цех не ходить
К этому потемневшему от времени четырехэтажному дому на кольце троллейбуса "девятки" по утрам "муравьиная тропа": двери еле успевают пропускать поток девчонок и ребят в коротеньких по моде курточках. Они приходят сюда, в профучилище № 7 каждое утро постигать выбранную профессию. Еще лет десять назад училище давало возможность ребятам освоить лишь специальности, необходимые расположенным по соседству крупным химическим предприятиям. За это предприятия шефствовали над училищем, помогали организовать практику с наставниками, брали на работу. Потом заводам стало не до выращивания рабочей смены - при сокращавшемся производстве своих тружеников девать было некуда.
Но училище вовремя отреагировало на изменившуюся ситуацию, а в итоге выбор профессий стал здесь сейчас гораздо шире. Малому и среднему бизнесу потребовались счетные работники - училище открыло отделение бухгалтеров, начала развиваться компьютерная техника - стали готовить операторов ПЭВМ, пошла в рост сфера общественного питания - здесь начали обучать на поваров. С учетом новых жизненных реалий проанализировали состав учащихся и, выяснив, что основная часть их из малообеспеченных семей, ввели новый порядок обучения - многоступенчатый. На деле это означает, что каждый год, проведенный в училище, дает знания по какой-либо определенной конкретной специальности - в рамках основной профессии. И даже если ты проучился здесь всего год, а дальше не позволили обстоятельства - ты выйдешь в мир со свидетельством о приобретенном мастерстве. Между тем не закрыт набор и на старые профессии - лаборантов, слесарей. Оперативно среагировавшее на потребности рыночных отраслей училище получило приставку "экспериментальное", чтобы другие, значит, глядя на их опыт, делали поправки и для себя.
Но эксперименты проводились на фоне федерального финансирования и с федерального же благословения. А как будет сейчас, не угаснет ли преобразовательный пыл, не придавит ли его жесткими бюджетными лимитами или грузом местных проблем?
- Нет-нет, мы смотрим на такой переход под региональную "крышу" с оптимизмом, - постаралась развеять все опасения директор училища, педагог с двадцатилетним стажем Людмила Кригер. - И для этого есть основания. Ведь те молодые рабочие кадры, что мы готовим, они же остаются в области. И в первую очередь у руководства области, областного центра и других городов должна болеть голова о том, эффективно ли они используются, где и как. Так вот все мы отметили, что в последнее время заметно активизировалась работа по возрождению системы так называемых базовых предприятий, то есть - есть стремление восстановить во многом утраченные непосредственные контакты заводов и училищ, но уже на новом, сегодняшнем уровне. Проводятся встречи с работодателями, где решаются перспективы трудоустройства выпускников, созданы консультационные комиссии. Разрабатывается сейчас совместными усилиями и проект договора училищ с базовыми предприятиями, но уже не по типу "дайте для учащихся то, дайте для них это", а с взаимными обязательствами сторон. У нас, например, возрастает ответственность за качество подготовки, за направление молодых кадров именно на конкретные предприятия (а это сейчас, когда у выпускников есть и другие варианты, поверьте, не так просто). Что же касается настроения педагогов и мастеров, то все просто-напросто ждут, когда же мы перейдем под патронаж области. Ведь по местным постановлениям и законам зарплата у них будет на двадцать процентов больше, чем была до этого. Да плюс региональные льготы (за четверть века работы добавляется один разряд, за десять лет руководящей работы также плюс разряд и ряд других). Единственное, что беспокоит, чтобы при переходе на региональный бюджет было сохранено бесплатное питание для учащихся, для этой категории ребят это действительно очень важно.
Одни сбрасывают, другие ловят
Но переход системы начального профессионального образования с федерального на региональный уровень это не просто смена одного источника финансирования на другой.
Это еще и необходимость загодя подготовить всю нормативную базу, внести изменения в уставах, определиться с новыми учредителями, словом, грамотно и заблаговременно решить целый ряд процедурных вопросов. Однако, как сообщили в областном департаменте образования, именно эти вопросы на столичном уровне отрегулировать особо не торопятся. На все запросы в Министерство образования РФ ответ один - ждите специального постановления. "Зато потом, говорят нам, в трехнедельный срок мы будем обязаны принять всю собственность - училища, мастерские и прочее хозяйство - под свою ответственность в упрощенном порядке, а уже после этого должны успеть и внести изменения во все уставы, - не скрывая досады, комментирует такой расклад директор департамента образования областной администрации Татьяна Степанова и заключает: - Похоже, как это нередко бывает в последние годы, что не одна сторона другой передает дела, а одна сторона сбрасывает их, а вторая - ловит".
Но поскольку народ в департаменте довольно опытный и различными вариантами реформ "битый", то, предвидя возможные сложности, вообще-то в течение всего последнего года вел усиленную подготовку к приему под свое крыло учреждений начального профессионального образования. Тем более, что в принципе руководство департамента считает этот шаг со стороны правительства правильным, ведь 98 процентов кадров училища готовят для региональной экономики. Да и практика взаимоотношений до сих пор складывалась довольно странная: финансирование было федеральное, а ответственность за все, что делается в училищах, - региональная.
Перворазрядники, не мастера
Начали с того, что провели полную инвентаризацию всей системы на наличие ученических мест. Их оказалось в области 16400, а общий контингент учащихся свыше 17 тысяч (расхождение объясняется тем, что часть городских училищ переполнена, тогда как некоторые в муниципальных округах недоукомплектованы). Проанализировали затем профессионально-квалификационную структуру. Иными словами, соотнесли, кого же училища готовят сегодня и кого реально востребует рынок. Выяснилась интересная картина: если еще в 2002 году были востребованы по заявкам предприятий лишь 5 процентов выпускников ПУ, то уже нынче этот показатель составил 60 процентов. Это обнадеживало, поскольку свидетельствовало и о растущих запросах экономики, и об активном использовании возможностей училищ. Специалисты департамента образования связались с сотрудниками промышленного департамента областной администрации, провели ряд совместных расчетов.
- Анализ показал, что сейчас училища начального профессионального образования области выпускают ежегодно 5600 - 5800 молодых работников, а естественная убыль рабочих во всех отраслях составляет около 2 процентов от общего числа, или примерно 7400 человек, - дает комментарий к исследованиям Татьяна Степанова. - Получается, что система количественно не страдает перепроизводством, выпускники нужны, тем более, что область промышленная. Однако проблема есть и серьезная - это повышение квалификации.
Как пояснила руководитель департамента образования, стандарты, по которым сегодня работают училища и которые финансируются государством, позволяют готовить выпускников лишь с третьим - четвертым разрядами квалификации. А работодателю сейчас нужны молодые рабочие с четвертым и пятым разрядами. Вот так сама собой и наметилась необходимость совместной работы с предприятиями, возрождения подзабытого было с советских времен института предприятий базовых. Только на новых, рыночных принципах: нужны тебе наособицу более квалифицированные кадры, нет желания и возможности натаскивать молодых на производстве - плати за дополнительное образование, а профессиональность мастеров-педагогов позволяет выучить ребят до нужной категории. Нужно лишь немного увеличить курс обучения и еще добавить средств. Спланировали работу училищ по заключению договоров, отработали условия таких контактов. И дело уже сдвинулось с точки застоя.
Крупные предприятия первыми поняли, что если они не обеспечат себе должным образом воспроизводство человеческого ресурса, то в дальнейшем рассчитывать на интенсивное развитие производства не приходится. И яркий тому пример - авиастроительное предприятие в Рыбинске, которое взяло под свой патронаж четыре профессиональных учебных заведения в городе. Это означает, что предприятие помогает в формировании учебной базы - передает училищам станки, оборудование. А кроме того, будущий работодатель доплачивает стипендии учащимся по наиболее востребованным у себя профессиям, делает доплаты мастерам производственного обучения, а во время производственной практики предоставляет ребятам рабочие места.
В Ярославле такие же контакты возрождают моторный завод и профессиональный лицей № 2.
- Иными словами, процесс такого сближения, или, как мы говорим, социального партнерства системы профессионального образования с экономикой области пошел и начинает набирать силу, - констатирует Татьяна Степанова, - и это будет реальным резервом финансирования подготовки кадров в училищах, когда они станут региональными. Просчитываются и другие резервы. В частности, так называемая оптимизация обучения, то есть слияние параллельных курсов подготовки одним и тем же специальностям в разных училищах, частичное сокращение менее востребованных на рынке труда профессий и так далее. Но при всех преобразованиях мы всегда должны помнить, что Закон об образовании РФ декларирует бесплатное и доступное каждому ребенку начальное профессиональное образование.