14.01.2005 00:00
    Рубрика:

    Льготы в натуре

    Транспортники и пассажиры первыми оценивают нововведения

    Там, где местные власти к проблеме подошли со всей ответственностью, инцидентов практически не возникало.Благополучнее всего дела сейчас обстоят в Вологодской и Ярославской областях.

    Проезд подешевеет

    Вологодская область

    В Вологодской области размер компенсации всем категориям региональных льготников решили сделать одинаковым - по 700 рублей в месяц. Это больше, чем будут получать некоторые федеральные льготники (особенно инвалиды третьей группы, вдовы и семьи, потерявшие кормильца) - да еще и с вычетом социального пакета. А потому многие из "федералов"  хотели бы перейти на областное финансирование. Пока этот вопрос находится в стадии обсуждения, но, возможно, в первом квартале этого года они смогут написать такое заявление.

    Что касается льготного проезда в общественном транспорте, то до нового года власти второго по величине города области, Череповца, приняли решение о том, что все городские льготники в новом году смогут приобрести единый проездной за 200 рублей. Проездной билет дает право пользования любым видом транспорта, кроме такси, и будет действителен не только в городском, но и в пригородном транспорте. Примерно то же самое хотели сделать и власти Вологды, но, по словам мэра города Алексея Якуничева, возникли некоторые трудности: "Не определились с механизмом, не получили оценку правоведов, с тем, чтобы не попасть в правовую ловушку". Однако решено было, что с 1 января пенсионеры, которые не попадают ни под федеральный пакет, ни под областное постановление, и дети-инвалиды получат компенсации на проезд по 200 рублей. А уже с февраля оплата за проезд в общественном транспорте станет дифференцированной. Пенсионеры, не попадающие под закон о "монетизации" льгот, будут платить 4 рубля, а студенты - 2. Для всех остальных цена билета останется прежней - 6 рублей.

    Кроме того, выяснилось, что в связи с отменой льгот проезд в общественном транспорте может стать еще дешевле. По словам главы Вологды Алексея Якуничева, в Вологде проживает около 63 процентов людей, которые пользовались льготами. Теперь все они обязаны платить за проезд, а значит, транспортники будут получать больше прибыли.

    Красные - за шесть, фиолетовые - по четыре

    Ярославская область

    В Ярославской области с января 2005 года льготы ветеранам труда трансформируются в денежные выплаты по 200 рублей ежемесячно, тем, кто самоотверженно трудился в годы Отечественной войны в тылу - по 300 рублей, пострадавшим от политических репрессий - по 400 рублей. Кроме того, в Ярославле всем пенсионерам и многодетным матерям (имеющим трех и более детей до 18 лет) в этом году обеспечен и бесплатный проезд в городском муниципальном транспорте. Для них с 20-х чисел декабря прошедшего года во всех районных отделах социальной защиты и специально организованных пунктах была развернута выдача бесплатных проездных билетов. Так что льготники не пострадали.

    Правда, и тут не обошлось без некоторых недоразумений. Обиженными оказались жители ближайших окраин Ярославля, которые формально проживают за пределами городской черты, но практически ежедневно вынуждены пользоваться городским транспортом для поездки на работу, в магазины, больницы, поликлиники.

    Во втором по величине городе области, Рыбинске, местные власти не смогли ввести бесплатный проезд для льготников, но все же уменьшили цену билета в ощественном транспорте для этих категорий на треть. Теперь в рыбинских троллейбусах продают билеты двух цветов - красные за 6 рублей для обычных пассажиров и фиолетовые за 4 - для пенсионеров и ветеранов.

    В декабре минувшего года губернатор Ярославской области также подписал постановление, которым устанавливается в 2005 году право на оплату в размере 50 процентов стоимости проезда в автобусах межмуниципального сообщения всем пенсионерам, детям-инвалидам, а также  лицам, получающим пенсии по случаю потери кормильца - это  около четырехсот тысяч жителей региона.

    Билет от доктора

    Костромская область

    Несмотря на то, что все депутаты Костромской областной думы назвали размер компенсации мизерными, ветеранам труда определелили ежемесячную доплату в размере 200 рублей, труженикам тыла - 300, реабилитированным гражданам также 300 рублей, а признанным пострадавшими от репрессий - 250 рублей. По словам председателя социальной комиссии думы Сергея Деменкова, эти суммы всего лишь на 60 процентов компенсируют отмененные льготы. Но в бюджете средств нет, и повысить доплаты область пока не может.

    С 1 января для всех льготников, и областных, и федеральных, бесплатный проезд в городском транспорте отменен. Правда, цену проездного для пенсионеров пока оставили прежней - 100 рублей. Пенсионеры тут же подсчитали, что выгоднее купить проездной, чем каждый раз, заходя в автобус или троллейбус, доставать 4 рубля. И с конца года возле киосков, где производится продажа проездных, стали выстраиваться очереди из пожилых людей. В результате, несмотря на то, что пенсионных проездных выпустили в три раза больше, чем обычно, их не хватило.

    И уже в январе костромской губернатор Виктор Шершунов назвал проезд в городском транспорте "самым узким местом в реализации Закона о замене льгот на денежные компенсации". Выяснилось, что в области пожилые люди и вовсе оказались порой лишены возможности добраться до районной или областной больницы. Потому несколько дней назад в администрации Костромской области была создана специальная комиссия, которая будет решать транспортную проблему для льготников. Возможно, что проезд по области вообще сделают бесплатным. Но, скорее всего, помощь будет адресной. К примеру, есть предложения ввести разовые талоны на проезд до областной больницы и обратно. Но у пациента должно быть при этом направление лечащего врача.

    Всем пожилым - бесплатное место

    Владимирская область

    А вот во Владимирской области акций транспортного протеста избежать не удалось.
    В конце прошедшего года депутаты Законодательного собрания Владимирской области, приняв закон о мерах социальной поддержки региональной категории льготников, решили, что для них будет сохранена 50-процентная льгота по оплате за квартиру и коммунальные услуги. А остальные льготы - оплата за телефон, зубопротезирование и проезд в городском транспорте - обретут денежный эквивалент. Правда, эквивалент этот оказался совсем невеликим: ветераны труда ежемесячно будут получать по 200 рублей, а труженики тыла - по 300. Последним добавлены 100 рублей на лекарственное обеспечение. Что касается репрессированных, то жертвы политических репрессий будут получать по 370 рублей, а пострадавшие от политических репрессий - по 200 рублей. Было объявлено также, что особо нуждающиеся пенсионеры - те, у кого пенсия ниже прожиточного минимума, получат компенсацию за проезд в общественном транспорте в виде адресной материальной помощи. Однако нуждающимися себя посчитали многие пенсионеры. И уже в первых числах нового года пенсионеры вышли на центральную улицу Владимира. Они пикетировали здание мэрии с требованием вернуть бесплатный проезд в городском общественном транспорте. Мэр Александр Рыбаков долго уговаривал  пожилых людей.

    Чтобы сгладить напряженность, владимирские власти вынуждены были срочно еще раз успокаивать горожан - малообеспеченные пенсионеры в качестве компенсации за проезд в городских троллейбусах будут получать по 150 рублей в квартал и смогут купить проездной билет за половину цены. И воспользоваться такой льготой смогут пенсионеры, имеющие пенсию ниже 2100 рублей, а не 1600, как решили в декабре.

    Кстати

    А вот председатель Совета Федерации Сергей Миронов, посетивший 12 января Владимирскую область с официальным визитом, похвалил региональные власти за хорошую подготовку к реализации Закона о замене натуральных льгот денежными выплатами. И в частности заметил:

    - Думаю, что самое плохое, что сейчас может быть, - это поиск виноватых. Людям все равно, какая власть виновата в том, что пенсионер не получил обещанную компенсацию. Возникло много проблем, но мы должны стоять на стороне людей. Главное, чтобы граждане почувствовали, что этот закон не умаляет их социальную защиту, а, наоборот, адресно ее фиксирует. Это задача всех уровней власти.