Челябинск стал девятым городом, где прошел семинар. Помимо практических методик борьбы силовикам излагают и общие сведения: что такое нарушение авторских прав, почему производители не могут конкурировать с продавцами пиратских дисков, какие законы нарушают злоумышленники, как это все вредит экономике России в целом. По расчетам получается, что снижение уровня пиратства на десять процентов - с 87% до 77% - позволит привлечь в экономику страны дополнительно 6,9 миллиарда долларов и получить дополнительно 280 миллионов долларов.
По идее НП ППП, для достижения такого результата милиционеры должны не давать спуска пиратам. В частности, понимая, как с ними бороться. Скажем, как правильно брать пиратов с поличным, чтобы их адвокаты не могли спасти затем своих подопечных от справедливого наказания, ссылаясь на процессуальные нарушения? Где брать экспертов в этой области и кто может ими быть? Как отличить пиратскую продукцию от легальной - это один из самых сложных вопросов. С "деловыми" программами все более-менее просто - они всегда продаются в фирменных коробках с документацией. Сложнее дело обстоит с более простыми продуктами, например играми. Самая очевидная отличительная черта пиратчины - некачественное оформление обложек и дисков - не всегда помогает: злоумышленники, бывает, тратятся и на приличную печать. Как быть в этом случае, объясняют на семинарах.
Впрочем, розничные торговцы пиратскими дисками, так называемые "лоточники", вовсе не единственная категория пиратов. Есть еще "популяризаторы" - издатели книг и документации, без разрешения использующие чужие торговые марки. И, конечно, "интернетчики", распространяющие программы (а также музыку, фильмы и т. д.) через Интернет с нарушением лицензий или вовсе без них. Это самая массовая группа пиратов, и в России никто не декларирует планы бороться с ними.
Начинают с других - с тех, для кого нарушение авторских прав - основной способ заработка. "Предустановщики" обеспечивают ворованными программами новые компьютеры, поступающие в продажу. "Черные внедренцы" устанавливают ворованные программы в организациях. Если отвлечься от официальных позиций антипиратских организаций, именно последние хуже всех с любой точки зрения. Поскольку они лишают авторов программ не только заработков на их продаже, но и на сервисе, а это зачастую даже более важный источник дохода компьютерных компаний. В мире есть немало разработчиков программ, которые раздают свои продукты бесплатно, зарабатывая именно на сервисе.
Для разных типов пиратов есть соответствующие методики борьбы, с которыми НП ППП знакомит правоохранителей на своих семинарах. За счет такого обучения и других мер, принимающихся и на государственном уровне, пиратство тормозится. Согласно опросам компьютерных компаний, продажа контрафактной продукции принимает более скрытые формы, переходя от открытой уличной торговли к распространению посредством неафишируемых сделок через Интернет или под прикрытием других услуг. В результате доступность нелицензионных программ для массового пользователя снижается. А силовикам требуются специальные знания, чтобы бороться с такими преступлениями.