Персидский царь Ксеркс, будучи в гневе за уничтоженный бурей флот, приказал высечь море. Возможно, так он вселил в свою душу покой, но сумел ли он смирить ветер и волны?
Сегодня все чаще звучат голоса тех, кто хотел бы "взнуздать" сеть. Что же, многие из нас совершенно не в восторге от некоторых материалов, что распространяются во Всемирной паутине. Я понимаю раж одного из народных избранников, которого в сети "перекрасили" в другой цвет. "Ладно бы в "красный" или в "зеленый", - жалуется он мне в кафетерии Думы. - А то - в голубой. А у меня сыновья подрастают и в Интернете часами сидят. Хорошо, что и жена, и ребята с юмором. А вот коллеги косятся".
В Интернете есть все - и чем гордится, и чем возмущается общество. Здесь есть глубокая аналитика, блестящие образцы публицистики, достойные (и удостаиваемые) представительных журналистских премий. В Интернете есть свои информационные агентства, свое радио и телевидение, свои газетные и журнальные архивы. Есть в нем, к сожалению, и сор, и грязь, и домыслы, и клевета, и "жареные" факты, и свои, сетевые, "утки".
Можно ли поставить "фильтры", сделать сеть такой, какой она задумывалась ее авторами - свободной, доступной, отвечающей высоким гуманистическим идеалам?
Давайте зададим себе простой вопрос: чем Интернет отличается от других средств доставки информации, таких, как телеграф, телефон, газета, радио, телевидение?
По-видимому, ничем. Примитивные трамвайная сплетня и площадная брань жалят ничуть не меньше, чем самая забористая статья, переданная в сети при помощи высоких технологий. Аудитория иных анекдотов больше, чем вся аудитория российского сегмента сети, да и скорость распространения, по моим наблюдениям, сопоставимая.
Можно, по примеру Ксеркса, пытаться высечь телефонные кабели (ведь Интернет в значительной своей части это и телефонные кабели), но на каждый роток не накинешь платок. Выход находится совсем в другой плоскости, не связанной с дополнительным регулированием Интернета. Средства массовой информации и сама заинтересованная сторона, многие решения - за ними.
Почему СМИ являются важными участниками построения информационного общества? Для этого есть четыре причины.
Во-первых, СМИ сами являются крупными потребителями новых информационных технологий. Газеты, радио, телевидение, реклама немыслимы сегодня без компьютеров, программного обеспечения и современных каналов доставки.
Во-вторых, СМИ зарабатывают деньги с использованием новых информационных технологий и в этом смысле полностью зависят от них.
В-третьих, журналисты получают, анализируют, истолковывают, создают и распространяют информацию - неотъемлемое слагаемое информационного общества.
И, наконец, журналисты как граждане являются частью информационной сферы современных цивилизаций.
Осенью нынешнего года в Тунисе пройдет вторая фаза Всемирной встречи по вопросам информационного общества. Первая такая конференция собрала представителей государств, бизнесов и гражданского общества. Журналисты оказались в стороне, проводя в соседнем зале свой собственный форум на ту же тему. Голос российских журналистов на том форуме не звучал.
Почему российское журналистское сообщество и наши общественные деятели не участвуют в этом остром диалоге, где определяются границы будущего информационного мироустройства? Нам стоило бы взглянуть на мир широко раскрытыми глазами.
Задать себе и своим соседям неудобные вопросы и пытаться вместе найти на них ответ. А в том, что такие вопросы есть - злободневные и сегодня, и завтра, - сомневаться не приходится.
Например, вопрос числа телеканалов - как увидите, связанный с проблемой журналистики в Интернете. Почему у одного из ваших соседей телевизор принимает сто каналов, а у вас только шесть? Просто у вас телевизор предыдущих поколений и аналоговый. А у соседа - новый, цифровой, и спутниковая тарелка принимает программы и в аналоговом, и в цифровом формате.
Что это означает для нас с вами? А то, что до 2015 года телевидение в России должно перейти на цифровой формат вещания, если мы не хотим остаться на задворках информационного мира. А для этого мы должны поменять записывающую, вещательную и принимающую аппаратуру, то есть откладывать деньги на телевизоры нового поколения.
Не успели мы освоить FM-диапазон, а техника диктует нам осваивать цифровой формат - там возможностей гораздо больше. Кто сегодня больше всех выступает против введения цифрового вещания? Ретрограды-бюрократы? Не угадали, главными врагами цифрового формата выступают владельцы FM-радиостанций, ведь они заплатили деньги за свои лицензии и никакая конкуренция им не нужна, даже если речь идет о благе для всех граждан.
Помимо затрат на оборудование и инерции индустрии, есть и третья проблема. Кто наполнит эти телевизионные и радиоканалы достойным содержанием? Проще говоря, где та армия журналистов - умных, свободных, взвешенных и неподкупных?
Сегодня в США сотни цифровых кабельных радиоканалов. Доставляются они по тем же каналам, что и Интернет, телефон и цифровое телевидение. Учеными были проведены интересные исследования: оказывается, что две трети политической и другой жизненно важной информации - от прогноза погоды до ситуации на автодорогах - жители получают сегодня через радио.
Какими же могут быть эти сотни цифровых радиоканалов? Что по ним передают? Оказалось, что они могут быть очень узконаправленными: радио для любителей старинной и классической музыки, радио для знатоков фольклора и джаза, каналы поэзии и драматургии, бестселлеров и радиоверсий "мыльных опер".
Такое "свободное" информационное пространство может и должно быть обжито всем нашим социумом - в нем найдется место и для самовыражения, и для разных точек зрения.
Говорят, что революций не бывает в обществе, в котором, как в паровом котле, предусмотрены клапаны для сброса давления. Интернет с его колоссальными технологическими возможностями - это безграничное виртуальное пространство для сетевых СМИ. И это пространство действительно нуждается в простых и ясно сформулированных правилах - таких же, что действуют и в жизни.
Что же все-таки требует регулирования именно в Интернете? По сути, только технические параметры и стандарты. А содержание Интернета - это другая отрасль регулирования - правоохранительная. Нужно добиться, чтобы законы, действующие в повседневной жизни, в полной и разумной мере распространили свое действие на мир виртуальный.
Тогда, возможно, нам не придется сечь плетью Интернет.