Сделка века не состоялась: "Дженерал Моторс" поссорился с ФИАТом
По соглашению, американцы получили 20 процентов акций группы ФИАТ Ауто, итальянский же концерн стал владельцем 5 процентов акций "Дженерал моторс". Основной причиной разрыва стали разногласия вокруг "Дженерал моторс" выкупить контрольный пакет акций ФИАТ Ауто, если этого пожелает итальянская сторона. Однако в 2003 году американцы отказалась признавать это обязательство. В свою очередь ФИАТ пригрозил подать в суд.
В рамках стратегического партнерства планировалось создать два совместных предприятия по производству новых двигателей, коробок передач, разработке единых платформ для различных моделей авто и продажи их на рынках Европы и Латинской Америки. Предполагалось, что на этом партнеры смогут экономить ежегодно до двух миллиардов долларов.
Однако вместо этого ФИАТ Ауто стала приносить убытки, достигшие одного миллиарда евро в год. А долги группы подскочили до 8 миллиардов евро. Продажи падают как в Европе, так и в самой Италии. ФИАТ вынужден все чаще останавливать производство, чтобы избежать затоваривания не пользующихся спросом машин.
Теперь в Детройте вздохнули с облегчением. Прежде всего "Дженерал моторс" будет избавлен от необходимости санировать итальянскую компанию. Не нужно проводить трудные переговоры с итальянским правительством, профсоюзами и предпринимателями. Кроме того, "Дженерал моторс" получает контроль над заводом по выпуску дизельных двигателей объемом 1,3 литра в Польше. А также право на использование некоторых технологических разработок ФИАТа.
"Это удачное разрешение для такого серьезного набора проблем, - отметил исполнительный директор "Дженерал моторс" Ричард Вагонер. - Я полагаю, мы пришли к соглашению, устраивающему обе стороны".
Договоренность между автопроизводителями также приветствовал министр труда и социальной политики Роберто Марони. "Теперь ФИАТ вновь в итальянских руках", - подчеркнул он.
По сведениям из штаб-квартиры ФИАТа в Турине, "Дженерал моторс" обязался уже в этом месяце выплатить итальянцам один миллиард евро, остальную часть долга погасить в течение 90 дней.
Кстати
По оценкам экспертов, планы по приобретению итальянского производителя стали крупнейшей ошибкой в истории автогиганта из Детройта. Развод между "Дженерал моторс" и ФИАТом является однозначным сигналом для мировой автомобильной промышленности. Известие о расторжении сделки привело к немедленному росту акций американской корпорации.