Решить эти и многие другие проблемы планируется с помощью Закона "Об электронной торговле", проект которого представлен в феврале в Госдуму.
Как заявил один из разработчиков закона, глава думского Комитета по информационной политике Валерий Комиссаров, "сейчас в российской законодательной базе нет документа, в котором дано определение самому слову Интернет". Депутат уточнил, что существующая сейчас электронная торговля регулируется лишь Законом о защите прав потребителей и Гражданским кодексом, а никак не "законом прямого действия".
Законопроект, который сейчас разослан в профильные организации и ведомства и в регионы, направлен на создание правовых условий для предпринимательской деятельности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемой с использованием интернет-сетей. Также в нем предложены раскрытие основных понятий и закрепление правил для участников электронной торговли.
- Принятие этого закона - это не регулирование торговли как таковой, - уточнил Комиссаров. - Электронная торговля и просто торговля - это нарисованный очаг и просто очаг. Закон описывает механизм осуществления сделок через Интернет, а вовсе не сам процесс торговли. Он законодательно описан, и отличий между обычной и электронной торговлей быть не должно.
Разработчики закона стремятся создать правовую базу, обеспечивающую реализацию и защиту прав участников электронной торговли.
Однако авторы законопроекта не сильно торопятся внести его на рассмотрение. Ведь это четвертая версия документа, история которого ведет отсчет с 2000 года. "Мы надеемся, что коллеги его не отвергнут и закон будет рассмотрен и принят уже в этом году", - говорит Валерий Комиссаров. Его осторожность можно понять. У закона есть и сторонники, и противники. Последние считают, что никакого отдельного закона для электронной торговли не нужно: все необходимое для регулирования этой сферы деятельности можно достичь путем внесения изменений в законы уже существующие. Например, в апреле прошлого года Дума отклонила законопроект по причине того, что вопросы, которые в нем затрагивались, уже урегулированы вступившим в силу Законом "Об электронной цифровой подписи", а также Гражданским кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
"РГ" уже писала о проблемах электронной торговли. Разбирая ситуацию с ошибочно заявленными в электронном каталоге характеристиками телевизора, эксперты сказали тогда, что в скором времени ситуация изменится. Евгений Мясин, разработчик дополнительной статьи к Закону "О защите прав потребителей" о дистанцированном способе продажи товара, обещал, что, как только статья будет принята, отношения потребителей с интернет-магазинами станут упорядоченнее и четче. Интернет-магазины, прежде чем заключать договор с клиентом, должны будут в письменной форме представить полную информацию как о товаре, так и о его производителе с указанием фактического и юридического адреса. Кроме того, в договоре в обязательном порядке будут прописываться основания, на которых производится покупка, чтобы ни покупатель, ни продавец позднее не выясняли эти вопросы в судебном порядке. Но самое важное нововведение - так называемый период охлаждения: когда это дополнение вступит в силу, у покупателя появится возможность в течение недели отказаться от покупки стоимостью больше 500 рублей без объяснения причины. Однако судьба этой статьи до сих пор не решена.
Тем временем представители крупных интернет-магазинов одобряют идею сведения всех нормативов, касающихся интернет-торговли, в единый закон.
Ознакомиться с текстом законопроекта можно на сайте Государственной Думы.
Кстати
Производители бытовой техники одними из первых стали предлагать потребителям товары, имеющие отношение к Интернету. Например, уже несколько лет в мире продаются холодильники и микроволновые печи с выходом в Сеть.
Холодильник может сам заказывать продукты в интернет-магазинах, а печь посещает сайты и скачивает новые рецепты приготовления блюд.