Я руковожу учреждением, которое постоянно имеет дело с человеческой болью. Мало что может сравниться с муками, которые выпадают на долю онкологических больных. И наша задача - избавлять от этих мучений, от боли. Но не от жизни!
Я резко отрицательно отношусь к сторонникам эвтаназии, к тому, что в некоторых странах она узаконена. Да, в переводе с греческого эвтаназия - благостная смерть. Но жизнь всегда выше даже такой смерти. Эвтаназия противоречит духу и смыслу врачебной, медицинской профессии. Ни одна религия не поддерживает насильственный уход из жизни. На кладбищах порой ищут специальное место для самоубийц. А легализация эвтаназии сродни легализации самоубийств.
Да, пятнадцать лет нахождения в коме, из-за которых сейчас снова так остро ломаются копья вокруг эвтаназии, срок огромный. Но медицине известны случаи выхода из затяжной комы. Благополучного выхода. Убивать последнюю надежду? Грешно это! И уж никак не одним врачам принимать в подобных случаях решение. Тут необходимо комиссионное рассмотрение вопроса, даже если есть просьбы самого больного, его родственников.
В цивилизованных странах отработаны цивилизованные методы поддержания жизни тяжело страдающих пациентов. В том числе и онкологических. Сознательно повторяю слово "цивилизованных". Это то, чего нам так не хватает, но без чего просто нельзя рассуждать о гуманности, о человечности и так далее. Имею в виду применение наркотических препаратов. Сейчас выбор их достаточно широк. И их умелое назначение, применение способно скрасить последние дни даже самых тяжелых, самых безнадежных больных. И тут необходимо специальное, на самом высоком уровне принятие закона об использовании наркотических средств. Не только в тех случаях, когда пациент находится в лечебном учреждении, но и в тех, когда он дома. И не надо тут ханжески прикрываться опасениями, что такое может привести к росту наркомании. Не приведет! А вот жизнь тяжелых больных, жизнь их близких заметно скрасит. И это будет и гуманно, и цивилизованно. Такой закон нам совершенно необходим. Знаю, у него есть противники. Смею пригласить их в онкологические клиники, побывать у постели тех, чьи дни сочтены. Поверьте, не эвтаназия им нужна, а обезболивающие средства.