Российский автопром перекроят по-новому
По словам министра, в 2010 году в России будет производиться 800-900 тысяч автомобилей иностранных марок. При этом, по прогнозам Христенко, к 2010 году в стране будет продаваться 2,6-2,8 миллиона автомобилей на сумму 31 миллиард долларов.
Христенко считает, что к 2010 году у нас будет примерно поровну отечественных машин и иномарок, выпущенных опять же в России, на производствах как с иностранным, так и со смешанным капиталом. Он упомянул о "примерно 10 крупных проектах, которые охватывают всю мировую географию автопромышленности - Японию, Южную Корею, Северную Америку, ФРГ и российских производителей, которые идут как самостоятельные инвесторы либо привлекают партнеров".
По мнению экспертов, задача вполне реальная, если в колеса автопрому не будут вставлять палки чиновники рангом ниже. Это покажет ближайшее будущее, а пока под производство отечественных иномарок подводится законодательная база.
Одним из важнейших документов, разблокирующих это направление, стал совместный приказ минпромэнерго, минэкономразвития и минфина, в котором разъясняется, что считать "промышленной сборкой", и устанавливается применение данного понятия на территории Российской Федерации.
В документе определены также периоды наладки сварки, окраски и сборки кузова. Для действующего производства это 18 месяцев и 30 месяцев - для вновь создаваемого предприятия. Кроме того, мощность создаваемого сборочного предприятия должна составлять не менее 25 тысяч автомобилей в год при двухсменном режиме работы.
Также сроки и объемы ввозимых компонентов по перечню, указанному в инвестиционном соглашении, должны быть снижены через 24 месяца после пуска цикла сборки либо сварки либо окраски на 10 процентов, через 42 месяца - еще на 10 процентов и через 54 - еще на 10 процентов.
Виктор Христенко считает, что "таким образом даются четкие стимулы для производителей комплектующих" и "ясность для отечественных металлургов и химиков, чтобы привести свою продукцию в соответствие с требованиями рынка".
Все это, конечно, обнадеживает, но очевидно, что на первом этапе, когда иностранцы будут создавать сборочные конвейеры, никакие местные детали им не понадобятся, а в первые 10 процентов локализации как всегда попадут такие "стратегические" компоненты, как резиновые коврики и ветровые стекла.
К 2010 году у нас будет примерно поровну отечественных машин и иномарок, выпущенных опять же в России, на производствах как с иностранным, так и со смешанным капиталом.
Производители крупных комплектующих (двигателей, мостов, коробок передач и проч.) не будут иметь никаких стимулов роста, так как никакого роста отечественного автопрома, который мог бы закупать их продукцию, минпромэнерго не обещает. По прогнозам Христенко, производство собственно российских автомобилей останется на нынешнем же уровне и составит около миллиона штук в год. Поэтому предстоящее "обнуление" пошлин у российских производителей автокомпонентов вызывает активное неприятие.
Председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Каданников, например, назвал решение об отмене пошлин "самой серьезной опасностью для автопрома". "Те, кто предлагает обнулить пошлины, говорят о том, что делают это для увеличения количества рабочих мест, но это чушь, - считает Каданников. - Главные рабочие места не в сборке, а в производстве комплектующих. В итоге общий объем инвестиций в российский автопром составит не более 500 миллионов при потенциальной возможности 1,5 миллиарда долларов. Совокупные потери для государства могут составить более 15 миллиардов рублей".
Напомним, что в конце марта председатель правительства РФ подписал постановление "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки". Оно разрешает беспошлинный ввоз в Россию кузовов для промышленной сборки легковых автомобилей, коммерческого автотранспорта, предназначенного для перевозки менее 10 человек, включая водителя, в том числе грузопассажирских автомобилей-фургонов, а также гоночных автомобилей.
Основные положения постановления предусматривающие снижение и отмену ввозных пошлин на автокомпоненты, вступили в силу с 15 апреля.
Согласно постановлению, в отличие от цельных кузовов их части и принадлежности, включая кабины, разрешается ввозить беспошлинно не только для легковых автомобилей и коммерческого автотранспорта, но и для тракторов, грузовых автомобилей с объемом бензинового двигателя до 2800 кубических сантиметров и дизельными - до 2500 кубических сантиметров, а также для транспортных средств специального назначения. Только для сборки легковых автомобилей и коммерческого автотранспорта разрешен беспошлинный ввоз шасси. Беспошлинный ввоз колес в сборе постановлением правительства не предусматривается.
Беспошлинный ввоз предусматривается при импорте двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием, с вращающимся или возвратно-поступательным движением поршня рабочим объемом более 250 кубических сантиметров. Двигатели могут поставлять для промсборки тракторов, легковых автомобилей, коммерческого автотранспорта, автомобилей специального назначения, а также для грузовых автомобилей с рабочим объемом камеры сгорания менее 2800 кубических сантиметров. Поршневые двигатели внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизели или полудизели) могут беспошлинно поставляться для тех же типов транспорта, но ограничение на объем двигателя для грузовиков снижено до 2500 кубических сантиметров. В то же время разрешена поставка частей (автокомпонентов) для промсборки как для бензиновых, так и для дизельных двигателей.
Кроме того, предусматривается беспошлинный ввоз компонентов для промышленной сборки тракторов, автобусов, легковых автомобилей, коммерческого автотранспорта, грузовых и транспортных средств спецназначения.
Снижение или обнуление таможенных пошлин на ввоз в Россию автомобильных комплектующих будет касаться только автопроизводств мощностью не менее 25 тысяч машин в год. Об этом говорится в сообщении Минпромэнерго России.
Воспользоваться новыми таможенными ставками на автокомплектующие для сборки автомобилей внутри России смогут и российские предприятия, так как условия как для российских, так и для иностранных инвесторов будут абсолютно одинаковыми.
Вслед за отменой пошлин на автокомпоненты российское правительство решило отказаться от таможенных сборов за импортное оборудование для производства автомобилей.
В беспошлинном импорте станков в первую очередь заинтересованы зарубежные автопроизводители, готовые наладить в России полноценное (а не отверточное) производство автомобилей - это позволит существенно сократить первоначальные затраты. Российские автозаводы тоже довольны: чтобы выпускать качественную продукцию, нужно современное оборудование, но в России многие виды станков не выпускаются вовсе. Экономия от отмены пошлин на оборудование оценивается в десятки миллионов долларов.
Между тем директор Департамента инвестиционной политики и государственных инвестиций МЭРТ Светлана Ганеева объявила, что 26 апреля будет подписан меморандум о намерении по строительству завода компании "Тойота" под Санкт-Петербургом. По словам Ганеевой, этот проект будет действовать в соответствии с распоряжением правительства о "промышленной сборке".
Рассматривает возможность строительства сборочного предприятия в России и "ДаймлерКрайслер". Готов сыграть в "русскую рулетку" и "Фольксваген".
Однако нельзя забывать и о китайском опыте. Страна, которая несколько лет пребывала в состоянии автобума, сегодня столкнулась с затовариванием и снижением спроса на автомобили. Автомобильные компании вынуждены бороться не только с местными производителями (производящими дешевые и не очень качественные автомобили), но и между собой. Еще год назад об автокредитовании в Китае никто и не думал. Сегодня же большинство автоконцернов предлагают привлекательные условия для жителей Поднебесной.