10.06.2005 02:00

Правый бунт

Автомобилисты вышли на "тропу вйны", чтобы отстоять свободу выбора
Недавнее заседание правительства, на котором обсуждалась судьба отечественного автопрома, буквально подняло народ продемонстрировать свою позицию. На улицы российских городов выехало около 60 тысяч машин украшенных, с неприкрытым намеком, оранжевыми ленточками, мигающими аварийной сигнализацией. Только в Москве таких проехало по улицам более 500.

 

Поводом для этого выступления послужило то, что в очередной раз правительство заговорило о различных мерах по ограничению ввоза иномарок и, в частности, иномарок с правым рулем. Последнее - сродни попытке закурить рядом с бочкой пороха. И подобные прецеденты уже были.

Право на право

С ввозом в страну "праворуких" машин борьба идет уже более десяти лет. Еще в 1993 году правительство решило прекратить их регистрацию в ГАИ, а с 1 января 1995 года - запретить их эксплуатацию. Не тут-то было. Дальний Восток "весь как один" поднялся на манифестации. Во избежание лишних волнений постановление правительства положили "под сукно".

В августе 2002 года минпромнауки предприняло еще одну попытку запретить ввоз "неправильных" машин. И снова массовые демонстрации. И снова не прошло. Нынешняя попытка тоже провалилась. Хотя все еще возможно.

Чиновники, впрочем, утверждают, что "ничего такого" не имели в виду. И запрещать ввоз машин с правым рулем никто не собирался. Речь шла о внесении изменений в Федеральный закон, который был принят еще 10 декабря 1995 года, "О безопасности дорожного движения", о регламентации ввоза, регистрации и эксплуатации автомобильной техники с точки зрения требований правостороннего движения, которые приняты в нашей стране и учитывающих природно-климатические условия Российской Федерации. Формулировка довольно расплывчатая. Но, по утверждению представителей минпромэнерго, это совершенно не касается того, где расположен руль. Если транспортное средство не соответствует по каким-то своим техническим характеристикам требованиям правостороннего движения в России, оно не должно ввозиться, эксплуатироваться и регистрироваться. Например, на наш рынок сейчас практически бесконтрольно поступают не соответствующие российским техническим требованиям грузовики американского производства. Они по длине не вписываются в наши, как, впрочем, и в европейские дороги. А значит, создают аварийные ситуации.

Это понятно, но такая формулировка - "требования правостороннего движения" - довольно расплывчата. И конкретных определений этих требований нет. Кстати, в самом Законе "О безопасности дорожного движения" нам так и не удалось найти "требований". Лишь в 5-м пункте 22-й статьи говорится, что "На дорогах Российской Федерации устанавливается правостороннее движение транспортных средств". И это все. Поэтому опасения владельцев автомобилей с правым рулем вполне понятны. Если уж появятся теххарактеристики, то какими они будут, только богу известно и, возможно, законодателям. Кстати, теххарактеристики "праворуких" машин, тоже не совсем вписываются в наши рамки. Например, свет фар направлен налево, то есть в сторону встречного потока, тогда как у "леворуких" - направо, на обочину.

Между тем депутаты в тот же день тоже обсудили правомерность "праворуких" машин. Соответствующий законопроект с поправками в Закон "О безопасности дорожного движения" был внесен в Госдуму вице-спикером палаты Олегом Морозовым. Думцы пришли к выводу, что они имеют право на существование на территории РФ, при условии их "незначительной" переделки: корректировке света фар и установке дополнительных зеркал.

Кому мешает правый руль?

По данным ГИБДД, аварийность на Дальнем Востоке (где доля машин с правым рулем составляет примерно 90 процентов) - среднестатистическая для России. То есть если априори считать "праворуких" опасным транспортом, то статистика опровергает этот тезис. Из основных проблем этих машин в ГИБДД опять-таки называют проблему с регулировкой фар и сложности при обгоне. В требованиях по сертификации автотранспорта не рассматривается, с какой стороны находится у машины руль. Есть требования по рулевому управлению, но они касаются люфтов, угла поворота, но нигде - места расположения руля. Более того, лет пять назад Госавтоинспекция проводила специальное исследование по аварийности именно "праворуких" машин, но результаты ничем не выделили эту технику из своих "леворуких" собратьев. Статистика - беспристрастна. Значит, проблем на дорогах они не создают. Так кому же тогда мешают?

Всеобщее мнение - отечественному автопрому. Действительно, цены на пяти-восьмилетние "неправильные японки" примерно соответствуют стоимости нового отечественного автомобиля. Так, например, Mitsubishi Cedia (аналог Lancer) 2000 года выпуска, стоит в среднем 10 тысяч долларов. Наш "ВАЗ-21124" - от 7 до 9 тысяч долларов. При этом в иномарке автоматическая вариаторная коробка передач, АБС, автоматический кондиционер, усилитель руля, электростеклоподъемники, электрозеркала, подушки безопасности, стереосистема, телевизор, навигация, двигатель - 1,8 литра. Наш представитель: электростеклоподъемники (передние), двигатель - 1,6 литра, все остальное - опции. То есть устанавливается за отдельную плату.

По словам человека, который организовал столь массовое выступление по всей стране, Вячеслава Лысакова, "за меньшие деньги вы получаете больше машины".

- Десятилетняя Toyota Crown Majesta: в комплекте холодильник, телевизор, проецирование скорости на лобовое стекло... О кондиционере и климат-контроле говорить не приходится: это стандартная комплектация. Ни в одном Lexus вы такого не найдете, хотя та же Toyota. Двигатели этих машин вполне соответствуют всем экостандартам, надежности их хватает более чем на 500 тысяч пробега. При правильной эксплуатации эта машина требует только своевременной замены масла, фильтров и ремней. Все. Больше в нее ничего не нужно вкладывать. Если наш автопром научится делать такие машины, тогда у нас не будет вопросов. К тому же сейчас на рынке появились и пользуются спросом новые и дорогие "праворукие" иномарки. Просто потому, что их начинка на порядок превосходит европейские аналоги.

Когда наш автопром научится делать такие машины - вопрос открытый. Помогать этой отрасли при помощи увеличения таможенных пошлин стало традицией. Правда, в итоге мы получаем более высокие цены на то же качество транспорта. Даже ресурс двигателя сохраняется на том же уровне - 150 тысяч пробега. О том, что вкладывать в отечественное произведение надо сразу после приобретения, никому рассказывать не надо.

Сами автопроизводители жалуются на некачественные узлы, которые им поставляются. Но у нас же в стране рынок. И если вы знаете, что узлы некачественные, зачем их устанавливать на машину?

В первом квартале этого года АвтоВАЗ выпустил на четыре процента меньше машин по сравнению с таким же периодом прошлого года. Но из-за затоваренности складов им все-таки приходится сокращать производство. Вопрос стоит об увольнении нескольких тысяч человек. Не требуется отечественному рынку такое количество "ВАЗов". И запретительные пошлины вряд ли помогут решить эту, ставшую уже традиционной, проблему. Может, пора искать другие способы помощи отечественному автопрому?

У противников ввоза иномарок есть еще один весомый аргумент: деньги, валюта уходят из страны. Тот же Вячеслав Лысаков в ответ на это заявляет:

- Я привожу машину и плачу пошлину. Около четырех тысяч долларов, только за то, что просто привез машину. Это половина стоимости нашего отечественного автомобиля. ("ВАЗ-21053" 2005 года выпуска стоит от 4 тысяч долларов. - Прим. ред.) Разве этим я не вношу свой вклад в бюджет государства? Куда дальше идут эти деньги - мне не известно. Но если автопрому не хватает инвестиций, перераспределите средства. Я ввез машину и отдал свою дань государству. Направьте эти деньги на развитие нашей автомобильной промышленности. Или, может, вопрос в другом: неумение этими средствами пользоваться? Тогда смените менеджмент.

- Запрет эксплуатации этих машин может стать поводом для очередного переворота, - продолжает Лысаков. - Полтора миллионов владельцев этих машин в стране. Весь Дальний Восток и половина Сибири передвигаются на них, строят на них бизнес. Если запретить их ввоз или ввести заградительные пошлины, на Дальнем Востоке без дела окажутся миллионы людей. Нам за четыре дня удалось организовать эту акцию протеста и собрать столько народа. А что будет, если правый руль запретят? Сейчас эйфория схлынула, но люди по-прежнему готовы защищать свои права, и мы собираемся зарегистрировать общественное движение под условным названием "Свобода выбора", которое реально будет отстаивать права автомобилистов.

Рассмотрим несколько вариантов развития дальнейших событий.

1. Будет запрещен ввоз праворульных машин. При этом эксплуатация их останется в силе. Или же будут введены запретительные пошлины, что практически соответствует запрету. Противники этой идеи угрожают (помимо революции. - Прим ред.) тем, что на рынок хлынут так называемые "конструкторы". То есть под документы на старую машину в Россию будут завозиться комплектующие (пошлина на которые уже снижена), а здесь будет производится замена кузова, замена двигателя... Все в рамках закона, а владелец получает новую машину.

2. Еще один вариант, это установить более жесткий контроль за техосмотром. До сих пор владельцы "праворульных" машин его покупают и не скрывают этого. Единственная претензия к ним - неправильная регулировка фар. Однако есть японские машины, которые вполне допускают европейскую регулировку, есть недорогие варианты переоборудования фар (некоторые фирмы в Сибири уже активно предлагают данную услугу). В общем, проблема решаема. Но от такой жесткости пострадают владельцы американских машин (у них пучок света направлен только прямо) и старых отечественных, у которых свет установлен по американскому принципу, например "ГАЗ-24" или "москвич-412".

Получается слишком много проблем для решения столь простого вопроса. И вот правительство спешит заверить, что никаких репрессивных мер против "праворуких" не будет приниматься. Поле второго "праворукого" бунта в 2002 году тогдашний заместитель руководителя аппарата кабинета министров РФ Алексей Волин заявил, что правительство понимает тот факт, что "в европейской части страны количество таких автомобилей невелико и они не влияют на дорожное движение", передает "Интерфакс". В то же время на Дальнем Востоке или в Сибири количество автомобилей с правым рулем гораздо выше: в первом случае они составляют около 80 процентов от всего автопарка, а во втором - около 50 процентов. Поэтому какие-либо ограничения на этот тип автомобилей просто парализовать деятельность автомобилистов в этих регионах.

   Владивосток

Ольга Журман

Очередная атака на правый руль приведет к увеличению потока в Россию "праворуких" иномарок. Таков прогноз приморских таможенников. Так было и в 2003 году, когда что-то невнятное о правом руле говорил тогда побывавший во Владивостоке министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов. Из-за опасений, что будут повышены ввозные таможенные пошлины, поток машин через морские порты Приморья увеличился в разы. Такой же реакции на Дальнем Востоке ждут сейчас, тем более лето наступило - самый сезон морских круизов в Японию.

А вот последние данные: за апрель этого года только через Владивостокскую таможню (есть еще Находкинская и Хасанская) в Россию ввезено 10 300 легковых машин - на 2500 штук больше, чем в апреле прошлого года.

На ввозном бизнесе "японок" держится значительная часть экономики региона, если собрать сюда обеспечение работой морского транспорта: и торгового, и рыбацкого, и научного, портов, таможенников - у них, кстати, 47 процентов от всех перечисляемых в бюджет денег поступают от ввозных автомобильных пошлин, плюс многочисленные автосервисы, собственно авторынки и рынок запчастей, автостоянки.

По данным РЭО краевой ГАИ, в Приморье примерно 85-90 процентов автомобилей с правым рулем. На таких машинах ездят все: чиновники, прокурор края, таможенники, начальники УВД, скорая помощь, все бизнесмены, сам начальник ГАИ/ГИБДД плюс все его инспекторы на "тойотах" на дежурства выезжают, муниципальные автобусы - тоже с правым рулем... Наконец, с правым рулем даже пенсионеры, которые, накопив 3-4 тысячи долларов, могут купить неплохой японский автомобиль.

Исключение составляет губернатор Дарькин, ну, поскольку "мерседесов" с правым рулем не бывает. И глава администрации Владивостока Николаев. У него джип Land Cruizer, но с левым рулем. Покупать японские джипы с левым рулем стало в последнее время несколько модно, видимо, в целях безопасности боссов.

Трудность обгона, поскольку руль справа, по словам начальника краевой ГАИ/ГИБДД полковника Юрия Оборина, признается, но ставить в зависимость количество ДТП от расположения руля будет неправильным. Их в Приморье ничуть не больше, чем в других регионах. В конце концов все дело в том, не где руль, а кто за ним сидит. Точно так же нельзя сказать, какие машины чаще попадают в аварии: отечественные или иномарки. Ну не ездят по Владивостоку на "жигулях".

Отечественные автомобили не оборудованы современными средствами защиты водителей и пассажиров, способными снизить тяжесть последствий ДТП. Для японских иномарок подушка безопасности и антиблокировочная система - норма, как и кондиционеры в каждой модели. Все эти "навороты" не упоминаются даже в объявлениях о продаже автомобилей, они для японского "секонд-хенда" само собой разумеющиеся. Приморского покупателя интересует модель, объем двигателя, год выпуска и есть или нет пробег по отечественным дорогам.

Сейчас на самом большом на Дальнем Востоке и в Сибири авторынке "Зеленый угол" можно купить Toyota Gaia 1999-го года за

10 200 долларов, Toyota Crown 1997-го - за 8400, Nissan Cube - 1998-го - за 4000, Mazda Demio 2000-го года выпуска - за 4900, Honda Fit 2001-го года - в пределах 8500 долларов. Это только что привезенные машины. Уже побегавшие по приморским дорогам популярные: Toyota Corolla 1995-го года отдадут за 4700, Suzuki Escudo 1989-го года - 3800, Honda Civic 1991-го - 3500, Toyota Carina 1989-го - 2100, Nissan Primera 1991-го - 2400, Isuzu Bighorn 1992-го - 7500.

   Хабаровск

Константин Пронякин

Почти на пять тысяч владельцев авто стало больше в первом полугодии в Хабаровске, а всего в городе зарегистрировано около 150 тысяч автомобилей, из них 70 процентов - это иномарки. Больше всего "японок" во Владивостоке. За пять месяцев здесь зарегистрировано 30 тысяч автомобилей иностранного производства (95 процентов от всех сделок). Самый маленький парк иномарок - в Амурской области.

По словам инспектора отдела пропаганды ГАИ Хабаровского края Елены Биндюковой, большинство аварий на дорогах происходит не по техническим причинам авто, а по вине водителей - это нарушение скоростного режима (60 процентов от общего количества аварий). На втором месте - выезд на встречную полосу и неправильное маневрирование, и на последнем - нарушение ПДД при пересечении перекрестков второстепенных и главных дорог. От всего количества ДТП с участием иномарок регистрируются лишь 30 процентов аварий.

В Дальневосточном регионе самыми популярными автомобилями японского производства являются Toyota Corolla, минимальная ее цена - 5 тысяч долларов, максимальная - 12,5 тысячи долларов, а также подержанные южнокорейские машины (чаще всего это микроавтобусы, стоимость которых не превышает 7 тысяч долларов). Самая дорогая машина, выставленная недавно на продажу на авторынке "Зеленый угол" во Владивостоке, Toyota Land Cruiser 1999 года выпуска, стоила 47 тысяч долларов США. Самую дешевую иномарку 1982- 1987 годов выпуска можно купить за 20-30 тысяч рублей и проездить на ней год-два, не заглядывая под капот.

Автолюбитель Сергей, приверженец правого руля, свою любовь к машине-иностранке объясняет так: человеку, который поездил на семилетней Toyota, не докажешь, что надо втридорога купить новую Scoda, Ford Focus или "Калину". Он знает, что его машина проходит техосмотр, перекрывая все требуемые параметры в три раза. Что у него есть АБС, "айрбэги", катализатор, ремни с преднатягом. Ему не нужно доплачивать 960 евро за кондиционер, ведь любая "японка" имеет его по определению...

Дальневосточники, иронизируя над ситуацией с правым рулем, предложили для инспекторов ГИБДД выпустить даже специальную инструкцию, в которой записать:

П 1. В связи с увеличением парка "праворуких" автомобилей, конструктивно предназначенных для эксплуатации в странах с левосторонним движением, обязать все органы ГИБДД быть внимательными к этим автомобилям, выявлять их в общем потоке автотранспорта, останавливать и привлекать к осмотру с пристрастием;

П 2. Нарочито подходить к левой передней двери, представляться один раз независимо от того, есть ли кто на пассажирском сидении или нет, требовать документы и приглашать в свою патрульную машину. Выписывать штраф за отсутствие руля и педалей на положенном месте, а в связи с этим вызывать эвакуатор и отправлять на штрафстоянку.

Однако, если отставить шутки в сторону, любовь к машине-иностранке с принятием закона о запрете правого руля обойдется автолюбителю примерно в 10 тысяч рублей. Чтобы переставить рулевую колонку, педали и оптику справа налево, требуются комплектующие, а их заводы-производители не выпускают. Да и то, цены в рублях предварительные, по прайс-листу, потому как в автосервисе такая услуга пока что отсутствует. В Хабаровске, взявшись было за такую операцию, пришлось делать заказ в Германии, только там нашлись подходящие запчасти, но владелец отказался.

По мнению экспертов, несмотря на возможный запрет "праворуких" машин, цены на подержанные иномарки 1993 - 1995 годов выпуска продолжают расти.

   Новосибирск

Нина Рузанова

Новосибирск часто называют "городом подержанных иномарок". Причем, как и в большинстве городов за Уралом, 90 процентов всех импортных машин - это именно японские иномарки с правым рулем. По данным экспертов, "правые" составляют примерно половину всех легковых автомобилей в Новосибирске, и их доля в транспортном потоке постоянно растет.

ГИБДД Новосибирской области не ведет официальную статистику, сколько зарегистрированных иномарок имеют руль с правой стороны. Но есть косвенные данные, позволяющие судить о масштабах явления - ежедневно на автомобильном рынке Новосибирска предлагается к продаже от 3 до 5 тысяч автомобилей. И подавляющее большинство - 90-95 процентов - это "праворульные" машины, доставленные в Новосибирск из Владивостока. Кроме того, только в одном номере газеты публикуется около 3000 объявлений о продаже легковых машин, и три четверти из них - "правые" иномарки. Цены на популярные марки, такие, как Toyota Corolla или Nissan Sunny 2000-2001 годов выпуска без пробега по России, колеблются в пределах от 6,5 до 7 тысяч долларов (разница в цене с 99-й моделью "жигулей" того же года - 1,5-2 тысячи долларов). За правым рулем - менеджеры и чиновники среднего звена, которые уже выросли из "жигулей", но не могут позволить себе более дорогую европейскую машину. К примеру, губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский ездит на BMW, тогда как подавляющее большинство начальников отделов администрации области - на "правых" иномарках.

В Госавтоинспекции традиционно отмечают два недостатка - водитель в потоке вынужден выезжать на встречную полосу, чтобы "оглядеться", а свет фар "неправильных" иномарок слепит встречные машины. Однако припомнить хотя бы один случай, когда это стало причиной аварии, в ГИБДД навскидку не смогли.

   Екатеринбург

Татьяна Луговых

По словам сотрудницы пресс-службы управления ГИБДД Свердловской области Ольги Бельской, "праворукие" машины реже попадают в ДТП, нежели леворукие, поскольку их объективно меньше. При этом причинами ДТП становятся не особенности рулевого управления, а несоблюдение правил дорожного движения водителями. В ГИБДД подчеркивают, что подержанные праворульные автомобили более надежны в техническом плане, чем отечественные, пусть и новые. Иномарки, хоть и праворукие, увереннее ведут
себя на дороге и способны выдержать самые разные дефекты проезжей части, что нельзя сказать об отечественных машинах. У праворуких авто более надежное сцепление с дорогой. Пожалуй, единственное неудобство может возникнуть у водителя праворульной машины при обгоне других транспортных средств, однако, как правило, те, кто водит такие автомобили, учитывают этот факт, и ДТП по этой причине не зафиксировано.

Известные свердловские политики и бизнесмены на "неправильных" машинах не замечены. Уральские vip-персоны отдают предпочтение дорогим леворульным автомобилям. В служебном и личном автопарках чиновников имеются "мерседесы" (машины этой известной марки одни из самых популярных среди vipов), BMW, всевозможные "тойоты", в том числе Toyota Avensis и Toyota Land Cruiser, "форды". В прошлом году политическую элиту и журналистов Среднего Урала шокировал поступок первого вице-премьера Свердловской области Владимира Молчанова. Он приобрел Mercedes Benz стоимостью 3 миллиона 158 тысяч рублей. Новому автомобилю был присвоен пафосный госномер А032 АА! При этом у Молчанова уже был один дорогой автомобиль - недешевая Toyota Land Cruiser 1999 года выпуска. Такой же джип, но служебный, каждое утро отвозит министра к месту службы.

В автопарке ГИБДД Свердловской области праворульных машин нет, хотя многие сотрудники Госавтоинспекции имеют в собственности такие машины и отзываются о них исключительно позитивно.

Покупка аукционных японских праворульных автомобилей становится все более популярной среди уральцев. Как отмечают в автосалонах, у "неправильных" японцев идеальное соотношение цены и качества. Наибольшим спросом пользуются "тойоты". Toyota Carina 2000 года выпуска можно приобрести за 10 700 долларов, Toyota Corolla 2001 года обойдется в 12 100, Toyota Caldina - в 11 тысяч. В основном из Японии привозят машины не старше пяти лет.

   Кубань

Александр Ершов

По мнению руководителей ГИБДД края, процент "правых" иномарок в общем количестве машин очень маленький и их эксплуатация особых проблем на Кубани не вызывает.

Поэтому прошедшие в других городах страны "автомобильные" пикеты против законопроекта о возможном запрете ввоза в страну и регистрации машин с правым рулем и поднятия пошлин на "правые" иномарки здесь особого отклика не имели.

   Калиниград

Светлана Песоцкая

В Калининграде - "автомобильной столице" России, где у каждой третьей семьи есть машина (правда, чаще недорогая и старенькая), праворулевого "железного коня" встретить можно очень редко. В областном ГИБДД затруднились подсчитать, сколько "праворуких" бегает по дорогам области. Но, по наблюдениям инспекторов ГИБДД, нашего редакционного водителя и
других опрошенных знакомых водителей, автомобилей с "неправильным" рулем в Калининграде очень немного, чаще всего это отнюдь не новые Nissan.

На таможне затруднились вспомнить, когда в последний раз приходилось оформлять на ввоз "праворукую" иномарку. Видимо, это доживает свой век "рыбацкий улов" прошлых лет. В пору расцвета рыболовной промышленности калининградские рыбаки обходили на судах местной приписки весь Мировой океан и могли буквально "за копейки" привезти иномарку откуда-нибудь из дальних стран прямо в родной порт. Впрочем, и тогда они предпочитали традиционный левый руль.