17.06.2005 03:00

Немецкий чемпион

Семейный вэн с большими возможностями
В 1999 году Opel Zafira стала первым 7-местным компактным вэном от немецкого производителя и первым автомобилем с третьим рядом сидений, которые можно было сложить или убрать.

 

У машины немало других достоинств, но именно эта запатентованная и простая в пользовании система Flex7 сыграла решающую роль в ее ошеломляющем успехе на рынках многих стран, где модель стала настоящим бестселлером. Например, в Германии Zafira сразу после дебюта вышла в лидеры продаж в своем классе и удерживала первенство четыре года подряд. Познакомившись с Zafira второго поколения, я не нашел ни одной причины, по которой бы новинка не могла повторить или превзойти достижения предшественницы.

По совокупности потребительских качеств и новейших технологических решений, использованных в новой Zafira, ей, пожалуй, мало равных, если таковые вообще имеются. Созданная на базе новой Astra, в свою очередь успевшей доказать конкурентные преимущества, Zafira не просто унаследовала лучшие свойства хэтчбека, но получила новые. Причем многие из них были до сегодняшнего дня неведомы в классе. Так что, читатель, присмотримся к автомобилю повнимательней.

Zafira N2 больше предшественницы: длина увеличилась на 150 мм, ширина на 59 мм, а вот высота уменьшилась почти на 50 мм. В итоге дизайнерам удалось создать весьма привлекательный автомобиль, попутно решив еще одну непростую задачу. В сотрудничестве с конструкторами и инженерами они должны были обеспечить выполнение требований по обеспечению безопасности пешеходов, которые вступают в силу в Европе с 1 октября 2005 года. Оценить это "невооруженным глазом" невозможно, но передний бампер и капот снабжены специальными энергопоглощающими элементами, которые значительно снижают риск серьезных травм при столкновении с пешеходом или велосипедистом. К слову сказать, это одна из первых машин европейского производства, соответствующая таким требованиям. При всем этом Zafira имеет лучшие в классе показатели аэродинамического сопротивления (Cd=0,31).

Тщательность отделки интерьера - вот первое, на что я невольно обратил внимание, забравшись в салон. Кажется, что материалы, примененные в Zafira, по своему качеству даже лучше, дороже тех, что используются в Astra. Точность подгонки всех деталей лишний раз доказывает превосходство немецкой сборки. Поскольку протестировать мне удалось только самую мощную бензиновую версию автомобиля, в салоне имелось немало дизайнерских изысков, ненавязчиво свидетельствующих о его завидном динамическом потенциале. Однако спортивный дух не мешал проникнуться ощущением уюта, даже какой-то "домашности".

Zafira с турбированным 2-литровым мотором мощностью 200 л.с. и с 6-ступенчатой механической КП? Это компактвэн с повадками спорткара, на котором при желании можно ездить не просто быстро, а экстремально. Сухие факты и цифры - насчет повышенной жесткости кузова, увеличенной до 2703 мм колесной базы или расширившейся колеи - сами по себе мало что скажут неспециалисту. Только лично, опытным путем можно также оценить, что значат самый низкий в классе центр тяжести и интерактивная система вождения IDS Plus (Interactive Driving System). И рассказ о том, что IDS - это адаптивное шасси с системой непрерывного управления амортизаторами CDC (Continuous Damping Control), и что она вообще впервые применяется на вэнах, так и останется занятной информацией. Пока вы не сели за руль и не оценили все это не столько "головным", сколько "спинным" мозгом.

Не скрою, я был настолько воодушевлен ходовыми качествами Zafira, что не удивлюсь, если организаторы теста получат штрафные квитанции за превышение скорости. Ну, уж извините! Ускорение до 100 км/ч за девять секунд на компактвэне, хочу заметить, воспринимается не менее остро, чем на спорткаре за пять. Я даже не успел заметить, выехав на трассу, как стрелка спидометра дошла до отметки в 200 км/ч и не подумала надолго на ней задержаться. При этом внутри было тихо, а я и мой коллега рядом чувствовали себя вполне уютно. Проработанная аэродинамика в случае с Zafira означает и не слишком большую ее чувствительность к порывам бокового ветра. А слегка подкорректировать траекторию движения коротким движением руля легко, потому что он хорошо информирует о происходящем под колесами.

Единожды проверив цепкость суппортов, когда неосмотрительный швед на максимально разрешенной здесь скорости 120 км/ч решил выехать в левый ряд, я убедился в их надежности и мощности. Мы с коллегой буквально повисли на ремнях безопасности, экстренное торможение с "двухсот" с лишним до "ста двадцати" - это неслабая перегрузка. Ладно, все равно уже виден нужный съезд на второстепенную дорожку.

Здесь сразу стала заметна работа многочисленных электронных систем. В крутых виражах кренов кузова практически не ощущалось, поскольку CDC и IDS Plus выравнивали положение кузова практически мгновенно, кажется - они заранее готовятся ко всякому повороту. Пару раз в дело вступала система UCL (Understeer Control Logic) - при обнаружении недостаточной поворачиваемости этого переднеприводного автомобиля она сначала чуть снижала подачу топлива, а затем слегка подтормаживала внешнее переднее колесо. Забавная и, уверен, полезная вещь. Но я предпочитаю принимать самостоятельные решения и действия и потому сразу нажал на кнопку в центральной консоли с надписью Sport. Теперь подвески стали жестче, баранка - туже, а реакции на работу педалью акселератора - резче.

Да, резина частенько протестующе визжала, но Zafira все равно ехала по заданной мною траектории. Тут нелишне сказать еще пару слов о подвесках. Передняя, типа McPherson, все чаще используется на переднеприводных машинах, как, впрочем, и задняя торсионная балка. Однако в случае с Zafira задняя балка имеет необычное U-образное сечение с двойными стенками - это запатентованное Opel изобретение. Она легче обычной, обладает небольшим моментом скручивания при перегрузках, что, в свою очередь, обеспечивает стабильность и опять же компенсирует недостаточную поворачиваемость. Как бы то ни было, но до скольжений дело пару раз доходило. Тогда Zafira демонстрировала типичную, а главное - прогнозируемую и правильную реакцию.

Единственное нарекание в процессе "гонок" у меня вызвали ходы рычага механической КП. Нет, они довольно короткие и четкие, ошибиться при переключениях невозможно. Но вот при включении второй и четвертой передач руку приходится относить, на мой взгляд, слишком далеко назад. Пусть это короткое, но лишнее движение. Впрочем, возможно это придирка (ведь надо же к чему-то придраться). Ведь я-то сам быстро свыкся с рычагом коробки и уже откровенно наслаждался мощью 200-сильного мотора и выверенной работой подвесок. Словом, Zafira оставила самые хорошие впечатления, и за управляемость я бы выставил компактвэну высший балл.

Подождем до осени

Первая партия из 80 автомобилей поступит в салоны российских официальных дилеров уже в июле-августе этого года. Однако все они будут выставлены в шоу-румах лишь в качестве демонстрационных образцов. Автомобили, которые можно будет купить, поступят только в октябре-ноябре.

Андрей Осипов

ГЕТЕБОРГ - МОСКВА