Раскольников с мышкой
17-летнего Александра, который почти десять лет запоем провел за «стрелялками», корреспондент «РГ» обнаружил во время ночного рейда по краснодарским компьютерным клубам. Хотя игры за полночь для несовершеннолетних муниципальным распоряжением запрещены, бывает, что школьники оттягиваются в таких заведениях до утра. Зачастую это дети много работающих одиноких мам. По словам Валерия Колясникова, возглавившего городскую комиссию по проверке компьютерных клубов, у иных владельцев таких заведений пересиливает соблазн выгоды. Сотрудники правоохранительных органов Прикубанского округа провели мониторинг и посчитали, что через самый плохонький городской клуб за сутки проходит не менее ста посетителей, а стоимость одного часа игры в среднем 18 рублей. Однако до сих пор нет правовых норм, которые бы позволяли всерьез контролировать эти, как правило, наспех оборудованные подвальные помещения, где сутками развлекается городская молодежь.
«Чем отличается геймер от обыкновенного человека и что тянет его к игре?» – спросила я Сашу, который перешел в вечернюю школу из-за того, что обычная не оставляла времени на компьютер. Размышления школьника приводятся дословно:
– В компьютерной игре ты всегда главный герой, а не второстепенный персонаж. Когда я вырос и попробовал себя в реальности, все оказалось иначе. Это меня не устраивает. Компьютерная игра – система. Она развивает логику, в ней нет места вере. Я никому и ничему не верю на слово. Мне кажется, я научился предвидеть поступки других людей. На уровне разума, а не чувств. Ведь люди, как в компьютерной игре, предсказуемы и легко заменяемы.
Реальная жизнь не может дать таких же ярких эмоций. Я бросал комп на два месяца, и тогда игры начинали сниться мне во сне. Потом задал себе вопрос: а какой для меня смысл в настоящей жизни? Люди ищут счастье, но оно у меня есть – когда я играю. У меня есть и друзья – по играм. Бесполезная дружба мне непонятна. Раньше были мечты, придумывал цели. А в компьютерной игре всегда есть готовые задачи.
Обыкновенные люди мне безразличны, потому что они управляемы. Но ради какого-либо действия их можно использовать. Ведь жизнь тоже состоит из ступеней – уровней. Чем опытней игрок, тем выше он поднимается. Я опытный игрок и поэтому считаю себя свободным, независимым и не хочу подчиняться. Геймер сам создает правила и заставляет играть по ним других. Он непременно должен быть главным в своей системе, а тех, кто ему не подчиняется, можно и нужно из нее убирать. В отношении к реальности у настоящего геймера есть два выхода: либо выбрать профессию компьютерщика и на законных основаниях уйти в виртуальность, либо превратить реальную жизнь в игру, но для этого нужно научиться манипулировать людьми в действительности.
Комментарии, как говорится, излишни...
Главное – доза
Американская психологическая ассоциация приводит статистику: шесть процентов пользователей Интернета подвержены зависимости от виртуальной жизни.
– Тот, кто хочет сбежать от реальности, всегда найдет для себя любой коридор, – считает краснодарский разработчик компьютерных игр Алексей Козырев. – На самом деле, в области эмоций компьютерные игры воздействуют не больше, чем фильмы и книги. И уж точно игры никогда не сравнятся с накалом эмоций в реальной жизни.
Не согласен и с тем, что именно из-за игр человек «закрывается» в себе. По опыту могу сказать, что игроки получают примерно 80 процентов удовольствия от общения с другими игроками, делятся собственными успехами и достижениями. Кроме того, самым популярным развлечением считаются именно игры по сети с другими людьми. Не говоря уже о том, что они в зависимости от жанра развивают скорость реакции, интеллект, стратегическое мышление и кругозор. Игра способна подарить друзей со всего мира. Ведь кроме агрессивных «стрелялок» есть масса других жанров.
Но любое развлечение, если им злоупотреблять, может стать «запойным», как любое лекарство – отравой, если его передозировать. Потому и разрабатываются рекомендации, в каком возрасте и сколько времени можно играть.
Однако психологи считают, что именно в компьютерных играх есть некая заманчивая составляющая, отличающая это развлечение от чтения литературы и просмотра кинофильмов, где от тебя ничего не зависит. В интерактивной виртуальности все в руках игрока. Он сам создает вторую реальность, в которой ему иногда комфортнее, чем в настоящей. Студент одного из краснодарских вузов так увлекся созданием компьютерного семейства, что начал считать виртуальных героев своей реальной семьей, бросил учебу. Психотерапевта родителям пришлось доставлять на дом, потому что сын вообще отказался выходить на улицу.
Игровой транс
Судя по жарким спорам на психологических сайтах кубанских форумов, тема игровой зависимости давно волнует взрослых. Приведем отрывок одного из таких обсуждений. Правда, фамилии авторов привести невозможно – они скрыты за никами (компьютерными псевдонимами).
Гурон: Признаюсь, я сам заядлый игрок в быстрые компьютерные игры. В результате наблюдений за самим собой пришел к выводу, что во время игры наблюдается измененное состояние сознания, причем заметны три уровня состояния. Первый – состояние «разогрева». Характерные признаки – нарастающее нервное возбуждение, несколько замедленная, со временем ускоряющаяся реакция на изменения в игровом пространстве. Второй – «игровой азарт». Характерные признаки – высокое нервное возбуждение и быстрая реакция на изменения в игровом пространстве. Третий уровень. Условно назовем это состояние «игровым трансом» по аналогии с «боевым трансом». Никогда не достигается в состоянии алкогольного опьянения. Характерные признаки – чрезвычайное нервное напряжение, сверхбыстрая реакция на изменения в игровом пространстве. При внезапном обрыве игры в этом состоянии у геймера возможен нервный срыв, вероятно, из-за неадекватного окончания игрового процесса. Продолжительность варьируется от нескольких секунд до нескольких минут.
Дед: Ну, измененным это состояние сознания я бы не назвал. Обычное возбужденное состояние, «сажающее» сердце. Для психики это вряд ли опасно, разве что она у вас уже была «не того» или если вы были бы подростком.
Но в компьютерных играх любопытны случаи так называемых реактивных действий, которые имеют охранительный характер в обыкновенной жизни. А значит, виртуальная игровая ситуация приобретает статус реальной. И игрок испытывает реальный страх смерти. А иметь возможность умереть и не умереть – это одно из лучших удовольствий. Его хочется испытать еще и еще. И если это так, то велика вероятность формирования «адреналиновой зависимости», о которой вы, наверняка, знаете не понаслышке.
Гурон: Пульс никогда не замерял в процессе игры, но, по субъективным ощущениям, в моменты пиковых нагрузок он явно выше нормальных показателей. В случае удачного решения игровой ситуации явно наблюдается эйфория и легкое головокружение, подобное тому, что возникает при гипервентиляции легких, с чем и связано желание игрока добиваться высот вновь и вновь и повторять эти ощущения.
Прохожий: Это действительно трансовое состояние. У хорошего геймера концентрация внимания во время игры примерно равна концентрации внимания спорт– смена-разрядника в момент совершения мирового рекорда.
Эник: У меня было такое в детстве с шахматами. Играли везде: на уроках, на переменках, за обедом. Доигрался до того, что окружающих рассматривал как шахматные фигуры, относительно их внешности расценивая значимость. Так что это не только компьютерное явление.
Компетентно |
Алиса Амирова, педагог-психолог, г. Краснодар:
– На коробках с играми пора ставить надпись наподобие той, которая стоит на сигаретных пачках, предупреждая пользователей, что злоупотребление игрой чревато осложнениями для здоровья.
К сожалению, инструкции к заграничным компьютерным играм, как и рецензии на их содержание, не всегда соответствуют реальной начинке. Поэтому родителям самим нужно просматривать те игровые диски, которыми пользуется их ребенок. Но и запреты здесь не помогут. Убеждена, что игромания – следствие психологических проблем. Иногда вся беда в том, что у «подсевшего» на компьютер виртуальный дом лучше реального.
Как не стать компьютерным зомби? Не играйте слишком долго без перерыва. Отвлекайтесь от игры при каждом удобном случае. Вне игрового времени обязательно занимайтесь каким-нибудь активным видом спорта. Помните, что детям до восьми лет после 20 минут, проведенных у монитора, обязательно нужно делать паузу.
Чаще всего игровая зависимость рождается на почве каких-то неудовлетворенных потребностей. Если ваш близкий человек чрезмерно увлекся игрой, попытайтесь выяснить, что он получает, часами просиживая в прокуренных залах или дома за монитором: чувство собственной полноценности? Компенсацию отсутствия близости в семье? Возможность тратить деньги? Или просто забытье? Во всем это лучше разобраться вместе с профессиональным психологом, а потом составить программу избавления от зависимости, и желательно, чтобы все окружение: семья, друзья – помогали человеку в этом.