Одни говорят, что Интернет - это глупая игрушка, рассадник порнографии и пожиратель времени, которое можно было бы потратить на что-то полезное. Другие возражают, что Интернет - это деловая среда, которая позволяет эффективнее работать и зарабатывать. Истина лежит посередине: Интернет - это лишь инструмент, и к чему его приложишь - то и получишь. Однако стандартные шаблоны восприятия сайтов в самом деле существуют, как показало недавнее исследование, проведенное американской Ассоциацией онлайновых издателей совместно с Центром медиа-менеджмента Северо-Западного университета.
В июне этой Ассоциации онлайновых издателей (www.online-publishers.org) исполняется четыре года. Заокеанские интернет-СМИ не сидели все это время без дела - они постоянно анализируют рынок, подсчитывают доходы и исследуют поведение своей аудитории. В этом исследовании американцы решили выяснить - как на употребление цифровых СМИ влияют впечатления, которые получают их посетители от сайтов. Как читатель взаимодействует со страницей, как относится к ее содержимому. И как это сказывается затем на популярности онлайновых СМИ. Социологи анкетировали людей, а с некоторыми проводили подробное интервью. Оказалось, что можно свести восприятие электронных страниц людьми к 22 базовым моделям. И даже отрейтинговать их - по важности для привлечения аудитории. Победила не польза, а радость. Больше всего привлекает развлекательная сторона сайтов - пользователь увлекается содержимым и начинает им пользоваться. Вторая притягательная модель - "этот сайт сделан для таких людей, как я". Затем следуют: "Часть моего обычного дня", "Мой личный перекур", "Надежное, безопасное место", "Соединяет меня с другими", "Задевает меня и расширяет мои взгляды", "Делает меня умнее", "Заводит рекламой", "Просто использовать", "Помогает мне и улучшает меня", "Стоит того, чтобы записать и разослать друзьям". Как видно, польза все-таки важна. Но очень неплохо, когда нужный продукт заворачивают в красивую упаковку. Тогда устоять перед таким сайтом невозможно.
Опрос
В России 13 процентов граждан старше 18 лет регулярно, то есть минимум один раз в месяц, выходят в международную компьютерную сеть Интернет. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного исследовательским холдингом РОМИР Мониторинг.
Из числа опрошенных, отмечают социологи, хотя бы раз в неделю в Интернет выходит каждый десятый россиянин, а минимум раз в день в Сеть заглядывают четыре процента граждан. Таким образом, самая большая группа российских пользователей сети Интернет - это те, кто "гуляет" по Всемирной паутине в среднем 1-2 раза в неделю.
Вместе с тем ситуация в Москве разительно отличается от общероссийской. В столице количество "интернетчиков" составляет около 40 процентов горожан. И именно за счет Москвы и Московской области среди российских пользователей Сети преобладают жители Центрального региона - они составляют треть от всех "поклонников" Интернета в нашей стране.
Как выяснили специалисты, число активных пользователей Сети высоко и в других городах-миллионерах (Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург), а также в городах с населением от 500 тысяч человек. В то же время в менее населенных городах Всемирной паутиной пользуются достаточно редко.