05.07.2005 03:00
    Поделиться

    В 2004 году объем онлайн-продаж в России вырос на 40 процентов

    Одной из ключевых проблем, сдерживающих развитие электронной коммерции в России, является "проблема доверия", что связано прежде всего с отсутствием у потенциальных покупателей полной и достоверной информации об онлайновых торговцах. Следствием данной проблемы является страх быть обманутым, страх перед возможным мошенничеством с платежными системами и несанкционированным использованием персональной информации.

    Основы электронной коммерции были заложены с появлением кредитных карт. Но настоящий бум возник после широкого внедрения Интернета, когда появилась возможность доступа к Сети из дома.

    Все началось с рекламы в Сети. Сначала фирма создавала свой сайт, где были представлены товары или услуги с указанием цен. Позднее стало возможным сделать заказ. Так появились первые интернет-магазины. Оплата в начале производилась исключительно через кредитные карточки. Но скоро выяснилось, что существуют области, где кредитные карты не оптимальны (речь идет о дешевых товарах), да и безопасность первых систем оплаты оставляла желать лучшего. Так появились самые разнообразные схемы платежей.

    За рубежом через Интернет покупаются не только билеты на самолет или в театр, но даже автомобили. Просмотрев предложения в Сети, изучив на дисплее интерьер салона и технические параметры, выбрав и оплатив покупку, клиент находит следующим утром ключи от машины в своем почтовом ящике, а саму машину на парковке возле дома.

    У нас наибольшей популярностью пользуется торговля книгами и аудио- и видеопродукцией по Интернету. Прогресс этой ветви бизнеса сдерживается отсутствием развитой системы электронных платежей.

    Проблема доверия не так проста и за рубежом - обеспечение, обслуживающее электронную торговлю и банковские операции, может иметь случайные или преднамеренные ошибки.

    Эти и многие другие обстоятельства, безусловно, тормозят развитие электронной торговли, но остановить прогресс в этой области уже невозможно. Электронная коммерция базируется на определенном уровне доверия, риска и надежности, так как получение товара или услуги разнесено по времени с получением денег или платежного документа. Для того чтобы сделка состоялась, партнеры должны быть уверены, что вероятность риска находится на приемлемо низком уровне, а возможная потеря по недобросовестной сделке должна перекрываться прибылью от остальных сделок.

    Компания SpyLOG провела исследование состояния российского рынка электронной торговли. В опросе, проведенном в рамках исследования, приняли участие сотрудники 400 интернет-магазинов.

    Характерно, что 28 процентов респондентов считают главными факторами, тормозящими развитие электронной коммерции в Рунете, отсутствие у большей части пользователей опыта совершения покупок через Сеть и общее недоверие с их стороны к нетрадиционным формам торговли. Кроме того, у 23 процентов опрошенных периодически возникают проблемы технического характера, такие как сбои в работе провайдера, трудности, связанные с организацией каналов доставки и т. п. При этом, несмотря на вышеперечисленные сложности, 16 процентов интернет-магазинов намерены расширить свой ассортимент.

    Каждый второй из интернет-магазинов, попавших в поле зрения составителей опроса, имеет торговый зал, в котором клиенты также могут приобрести товары, присутствующие на соответствующем сайте. А в 90 процентах интернет-магазинов покупатель имеет возможность оформить заказ не только посредством электронной формы, но по телефону.

    Около половины интернет-магазинов помимо привычных рекламных инструментов используют текстовую и баннерную рекламу в Сети. Порядка 75 процентов компаний такого рода периодически или регулярно задействуют для раскрутки сервисы контекстной рекламы. 32 процента интернет-магазинов тратят на продвижение с помощью веб-технологий более половины своего рекламного бюджета. Покупателем же в среднем становится каждый десятый посетитель онлайн-магазина.

    На столичный рынок в настоящее время ориентированы 54 процента интернет-магазинов. За последние три года доля магазинов, работающих на региональных рынках, выросла в полтора раза.

    Поделиться