Все осталось примерно в тех же рамках, которые неоднократно обрисовывал глава подземки Дмитрий Гаев. В условиях тотального дефицита средств ставка делается на окончание уже развернутых проектов, которые дешевле достроить: сдача в августе этого года станции ветки "легкого метро" от Александровского сада до Сити "Деловой центр" рядом с Экспоцентром на Красной Пресне, в начале следующего года - "Международной". Этот год и следующий - ударные работы на Митинско-Строгинской линии, которая разгрузит Таганско-Краснопресненскую линию и когда-нибудь наконец-то вывезет митинцев из их анклава на большую землю. По планам в 2007 году метро должно прийти в Строгино. Тогда же заработает вторая платформа "Кунцевской", строительство которой, кстати, начнется буквально на днях. Для жителей Фили-Давыдкова решено все-таки построить забытую когда-то станцию "Славянский бульвар". В том же 2007 метро приедет с "Чкаловской" в "Марьину рощу" Люблинско-Дмитровская линия, которая оставит задел для будущего прохода метро в Лихоборы. Всего же до 2007 года предполагается ввести 18 километров линий метро. Продолжатся работы по проектированию Солнцевской и Бутовской линий. Ну, в общем, по большому счету, и все.
До 2007 года предполагается ввести 18 километров линий метро при том, что сейчас дефицит составляет примерно 100 километров
По словам Дмитрия Гаева, сейчас, не считая тревожных перспектив по финансированию, одна из самых больших проблем в том, что ударными темпами должна идти стройка Митинско-Строгинской линии, потому что для нее в два раза сократили сроки ввода в эксплуатацию, а из-за начала действия нового градостроительного кодекса приходится заново проходить все согласования. "Нам дано было неформальное поручение в два раза ускорить строительство, так, может, вы дадите такое же поручение и ускорить согласования?" - поинтересовался Дмитрий Гаев.
Метросписок глава подземки назвал "пессимистичным". Сейчас дефицит составляет примерно 100 километров. Ежегодно в лучшем случае запускается еще два километра.
"Если не появится финансирование, то мы полностью провалим программу строительства метрополитена", - констатировал Валерий Шанцев, председательствовавший на заседании правительства.
Александр Кузьмин, глава Москомархитектуры, попросил добавить еще в программу продление ветки "легкого метро" от Александровского сада до Ходынки, затем на Динамо и на Савеловскую - в районе Ходынки и Сити в ближайшие годы вырастут миллионы квадратных метров жилья.
А Николай Евтихиев, префект Восточного округа, настойчиво спрашивал у выступающих, когда же все-таки метро придет в Жулебино и Новокосино, которое сами местные жители иначе как "транспортным капканом" не называют. Чтобы оттуда вовремя попасть на работу, выезжать приходится как минимум с часовым запасом времени - именно столько обычно требуется, чтобы переехать за МКАД.
По словам Дмитрия Гаева, в ближайшие три года здесь ничего не появится. Будет вестись проектирование, продумают разные варианты. Например, пустить метро с "Выхино" до станции "Пронская", которая находится в Жулебине. Но тогда на "Выхино" невозможно будет сесть в метро. А оттуда сейчас, между прочим, вагоны уже уходят забитые. Либо существует вариант продления Калининской линии от "Новогиреево" в Новокосино, где уже давно даже зарезервирована земля. Ситуация усложняется тем, что сейчас через два выезда в Москву - через Жулебино и Новокосино начнут выбираться "на большую землю" многочисленные жители нового района Кожухово, строящегося по соседству с этими двумя анклавами.
Самый реальный способ выезда оттуда - скоростной железнодорожный экспресс, который будет останавливаться на станции "Косино". За двадцать минут он станет доезжать до центра Москвы. С метро - сложнее.
Деньги сейчас гарантированно есть только на этот год - 5 млрд. рублей. Из них из бюджета города чуть больше четырех и около миллиарда из федерального. На следующий нужно 11, а еще через год 14. Удастся ли их получить - неизвестно. Из федерального бюджета, несмотря на солидные ежегодные отчисления московских налогов, практически ничего не приходит. Финансирование строительства метрополитена происходит по схеме 80 процентов - Москва и 20 процентов - федералы. По словам Юрия Росляка, главы комплекса экономической политики и развития Москвы, необходимо возвращаться к прежним пятьдесят на пятьдесят - так было до 2003 года. С тех пор поступление средств на подземку сократилось в несколько раз. И между прочим, сейчас куда большем объеме из федерального бюджета спонсируется метро в Казани и Санкт-Петербурге.
На метро Москва пытается найти деньги везде, где только можно. Марина Оглоблина, глава департамента экономической политики и развития города, рассказала, что необходимо провести большую работу, чтобы несколько миллиардов компенсаций за перевезенных федеральных льготников. Кроме того, необходимо активнее привлекать частные инвестиции.
Сейчас за счет инвесторов строится второй выход со станции метро "Маяковская", ведутся разговоры о финансировании второго выхода со станции "Бауманская" и весьма неопределенно обсуждается предложение по финансированию строительства станции в Мякиненской пойме, где расположился огромный торговый центр, которому выгодно было бы иметь собственную станцию. Еще один вариант, что за счет инвесторов будет построена станция между "Коломенской" и "Автозаводской" в Нагатинской пойме, где будет технопарк. Но пока что ее нет даже в проектах.
Еще один способ достать деньги на метро - пустить в оборот участки земли метрополитена, где идет строительство или оно уже закончилось. Подобрано 33 таких участка, пока только три из них удалось приспособить под какие-то коммерческие проекты. Тем не менее, по словам Марины Оглоблиной, за счет коммерческой эксплуатации собственной земли подземки можно финансировать десятую часть строительства.
Программа была принята, правда, с некоторыми оговорками. Назвав процесс согласования в Москве "адом" и "бодягой", Валерий Шанцев сказал, что это все переходит всякие границы, как будто мы строим не для города, а для какого-то дяди. И напомнил, что правительство вообще-то занимается развитием города. Затем было принято решение готовить обращение в федеральное правительство с просьбой изменить систему финансирования строительства столичной подземки. А напоследок Валерий Шанцев настоятельно порекомендовал метростроевцам в следующий раз начинать работать над программой 2008 года не в середине года, как это получилось с настоящим проектом, а немного пораньше.