26.07.2005 03:00
Рубрика: Социология

Какая такая "гражданка"

Народ не доверяет страховым компаниям назначение тарифов

Оказалось, что лишь 22 процента российского населения считают, что введение автостраховки "полезно". Подавляющее большинство - считают, что ОСАГО не принесло ни "пользы", ни "вреда" (28 процентов), а то, что оно однозначно "вредно" - 12 процентов. При этом затрудняются ответить почти 40 процентов граждан. Иными словами, большинство наших граждан не понимают ни что это такое - "автогражданка", ни зачем она нужна.

Если же выделить из общей массы тех, кто пользуется благами ОСАГО и для кого, собственно, все и делалось, - результаты меняются. Среди пользователей большая доля как тех, кто считает "автогражданку" "полезной" (34,5 процента против 19 - среди непользователей), так и тех, кто считает ее однозначно "вредной" (18 процентов - против 11 - среди непользователей). Впрочем, такая поляризация взглядов понятна - люди знают, о чем говорят. Кстати, среди пользователей лишь 8,8 процента затруднились ответить на вопрос, а вот среди непользователей таковых - 45 процентов.

А вот по поводу того, кто же должен устанавливать цены на эту малоизвестную гражданам услугу, опрошенные проявили редкостное единодушие: 65 процентов из них считают, что тарифы ОСАГО - это прерогатива государства, и только 13 процентов полагают, что цены должны устанавливать страховые компании. Кстати, среди владельцев полиса "государственников" - еще больше (73 процента). Такой вот ответ идеологам либерализации тарифов "автогражданки"...

Многие автовладельцы не используют автомобиль постоянно, а только летом, для поездок на дачу, или же в выходные. Полтора года назад президент обещал, что пенсионеры смогут пользоваться полисами "выходного дня" или "сезонными". Однако воз и ныне там: страховщикам это совсем невыгодно. А что же "глас народа"? Выяснилось, что большинство респондентов считают введение таких полисов хорошей идеей - их 61 процент (впрочем, примерно четвертая часть опрошенных не сформулировала свое отношение к проблеме). Среди пользователей ОСАГО 75 процентов считают необходимым введение подобных полисов (на три месяца или для определенных дней недели).

Владельцы полисов "автогражданки" высказали свое отношение и к страховщикам. Как выяснилось, более половины пользователей ОСАГО (54 процента) более или менее удовлетворены услугами своей страховой компании, неудовлетворены - порядка 22 процентов. Надо сказать, что среди тех, кто попадал в ДТП, - весьма существенная доля тех, кто недоволен услугами страховой компании (44 процента). Довольных среди них - 54 процента. Те, кто еще не попадал в ДТП, имеют явно меньше причин быть неудовлетворенными (19 процентов), довольных среди них примерно столько же, то есть чуть больше половины.

Естественно, что не удовлетворенные услугами своего страховщика, проявляют меньшую склонность продлевать полис в своей же компании: таковых всего 37 процентов. Однако 69 процентов удовлетворенных выразили готовность продлить полис у своего страховщика. Интересно, что почти 10 процентов всех пользователей ОСАГО вообще не видят смысла продлевать договор, а среди не удовлетворенных услугами компании таковых еще больше - 13 процентов.

Как показал опрос, страховые компании, не угодившие своим клиентам, потеряют в этом году более 20 процентов клиентов. На фоне заметного недовольства качеством обслуживания полисов ОСАГО - это не так много. По-видимому, несмотря ни на что, наши граждане надеются на лучшее: 60 процентов опрошенных намерены перезаключить договор ОСАГО в своей же страховой компании.

Результаты опроса ВЦИОМ комментирует генеральный директор Межрегионального страхового соглашения Семен Акерман:

- Когда люди столкнулись с тем, что деньги платят не на следующий день после ДТП, надо собирать ряд документов, то многие сразу разочаровались в ОСАГО. Это вызвано тем, что большинство не знакомы с юридическими процедурами, проще говоря, не привыкли читать документы, прежде чем ставить свою подпись, и менталитетом, при котором привыкли надеяться на государство, а не на себя.

А если говорить о том, как повысить качество обслуживания клиентов, то потерпевшему, естественно, лучше получать выплаты по ОСАГО не в компании виновника ДТП, а в своей собственной - с последующим урегулированием всех вопросов между страховщиками. Тогда и страховая компания будет более трепетно относиться к своим собственным клиентам - развивать сервис дополнительных услуг. Между тем тормозом к внедрению такой системы на данный момент является недоверие страховщиков друг к другу. Сейчас на рынке ОСАГО более 150 компаний - это многовато. Многие страховщики думают так: мы заплатим, а потом не получим деньги из другой страховой компании.