Прежние варианты выкупа грозили многим предприятиям разорением. Теперь владельцу промышленного объекта предлагается выкупать землю у государства за 5 процентов от кадастровой стоимости, за исключением принадлежащей двум столичным мегаполисам - для них ставка будет 20 процентов.
Напомним, что ныне действующий Земельный кодекс привязал стоимость продаваемых участков к земельному налогу, который составляет 1,5 процента кадастровой стоимости, и их цена в зависимости от региона колеблется от 3 до 30 ставок этого налога. При предложенной ведомством Германа Грефа 5-процентной ставке арендовать землю у государства будет невыгодно - в этом случае согласно свежему документу собственнику придется ежегодно платить 3 процента от рыночной стоимости участка.
Стартом тяжбы вокруг судьбы промышленных земель можно считать приватизацию начала девяностых годов. Тогда земля под предприятиями была передана в бессрочное пользование новым собственникам, что стало одной из "мин замедленного действия", которыми столь богата история отечественной приватизации. Момент истины возник в 2001 году с принятием Земельного кодекса. Строения и земля под ними обрели новый юридический статус "единого объекта", и собственники встали перед необходимостью или выкупить землю у государства, или взять ее в аренду, причем до 1 января 2004 года.
Летом 2003 года начала действовать рабочая группа минэкономразвития по определению цены выкупаемых участков. Однако выяснилось, что оценка рыночной стоимости промышленных земель в России ни много ни мало 70-100 миллиардов долларов. Бизнес объявил, что изъять такую сумму (около четверти тогдашнего годового ВВП) из оборота не представляется возможным. Выступая на заседании Российского союза промышленников и предпринимателей в октябре 2003 года, президент Владимир Путин объявил деловому сообществу о гибкой инициативе - отсрочить "час земельной расплаты" на 2 года, чтобы использовать тайм-аут для поиска новых подходов.
Тогда же начался своеобразный конкурс законопроектов, определяющих стоимость земель. Первый из них исходил из базовой ставки земельного налога, умножаемой на коэффициент, исходящий из специфики региона, как того и требует Земельный кодекс. Он сулил снижение расходов собственников примерно в 4 раза. В пику ему был подготовлен вариант, использующий кадастровую оценку земель. О снижении здесь и речи не было: расходы, напротив, росли даже по сравнению с рыночной стоимостью. С тех пор главным требованием предпринимателей, обращенным к минэкономразвития, стал отказ от использования кадастровой стоимости.
В качестве арифметических аргументов приводились данные о том, что максимальная кадастровая стоимость земель достигает 30-49 тысяч долларов за "сотку" в таких крупных промышленных центрах, как Екатеринбург, Нижний Новгород и Пермь. И никакие поправочные коэффициенты не спасут от 18-кратного по сравнению с 2004 годом увеличения выкупных трат, как подсчитали эксперты.
Есть в этой истории и другой штрих. Известно, что составление земельного кадастра еще не завершено во многих регионах и именно поэтому реальная стоимость земель пока еще в значительной степени виртуальна. Тем более что если следовать цифрам разработчиков законопроекта из минэкономразвития, общие издержки бизнеса снизятся в итоге до 8,5 миллиарда долларов. Однако поскольку срок выкупа законопроект продляет до 1 января 2008 года, то эта цифра становится чисто условной. Ее изменение зависит от воли региональных властей, которые к тому же получили с начала этого года мощный инструмент влияния в виде вступившего в силу закона о переводе земель из одной категории в другую. Эксперты также отмечают, что документ минэкономразвития содержит и другую потенциальную опасность для бизнеса: если промышленник захочет перепрофилировать производство, то заплатит уже все 100 процентов рыночной стоимости участка. Причиной такого подхода стал, очевидно, компромисс минэкономразвития с московскими властями, которые много раз выражали беспокойство, что бизнесмены будут выкупать "золотые" столичные земли, а затем развивать на них более доходные виды деятельности. Кстати, в случае принятия законопроекта основное финансовое бремя ляжет на предпринимателей Москвы и Санкт-Петербурга, которым придется внести в казну около 5 миллиардов долларов из общей суммы в 8,5 миллиарда долларов.
По просьбе "РГ" ситуацию прокомментировал член правления РСПП Олег Киселев: размер ставки должен составить не 5, а 1,5 - 2 процента, поскольку даже компромиссный вариант выкупа для многих предприятий окажется не по карману.