В конце прошлого учебного года поэт Александр Блок стал необычайно популярен в широких кругах российских младшеклассников. Даже не столько он, сколько намертво впечатанное в сознание "Ночь. Улица. Фонарь. Аптека..." Теперь уже и не вспомню, из какого это рекламного ролика: то ли про противозачаточные средства, то ли про выпускников на экзамене по литературе, использующих мобильник.
Массовая культура, тиражируемая столь могучими средствами коммуникаций, как телевидение и Интернет, заполняет все ниши информационного пространства. Интернет в сознании младшего поколения занял место не менее авторитетное, чем книги, газеты и радио доцифровой эпохи.
Радоваться этому или печалиться?
Сначала, наверное, печалиться.
На наших глазах посредством Интернета формируется поколение Xbox, которое по отношению к старшим поколениям жителей крупных городов выглядит как "чужаки". В диалогах с этим поколением бессмысленно взывать к моральным авторитетам прошлых десятилетий. Идеалы прошлого ими не то чтобы не разделяются - они им просто незнакомы.
Интернет не только помогает учиться, но и дает возможность почти безнаказанного плагиата для разновозрастных школяров. Без преувеличения можно сказать, что в городах половина школьных сочинений и две трети рефератов исходят корнями из 3-5 сборников "коллективного сознательного", размещенного в Сети. Проверить и доказать электронный плагиат легко и просто, для этого существует несколько удобных утилит и специализированных программ. Но сегодня старшеклассники гораздо лучше владеют компьютерной грамотностью, чем их учителя. И зачастую лучше их технически вооружены. На Западе давно стало учебным стандартом сдавать сочинения-эссе в электронном виде. Компьютер в семье где-нибудь в Италии или Португалии - отнюдь не диковинка. Мы еще не доросли до такого состояния, чтобы среднестатистическая семья могла позволить себе домашний компьютер. Однако во многих школах есть (и простаивают) компьютерные классы, в которых бы надо было эти рефераты готовить.
Конечно же, эссе, полученное преподавателем по электронной почте, гораздо легче проверить на плагиат, что я, например, в своей педагогической практике с удовольствием использую. Но много ли сегодня таких преподавателей? Как много из них имеют возможность подключиться к Сети?
Но в конечном счете, я думаю, у нас больше поводов радоваться вторжению Интернета в интеллектуальную сферу. И, засучив рукава, нам нужно снова браться за работу.
Совсем недавно американцы сравнили показатели IQ - результаты тестирования по уровню развития интеллекта - за последние 50 лет. К их удивлению, выяснилось, что средний показатель вырос на 13,8 пункта. Этот скачок, безусловно, не относится к духовной сфере, но "интеллектуальный рост" налицо. Напомню, что эти тесты не связаны ни с образовательной, ни с эмоциональными сферами. При их решении задействованы логика, пространственное воображение и некоторые другие способности, не зависящие от уровня образования.
Это означает только одно - современный постиндустриальный мир заставляет совершенствоваться нас самих, раздвигая не только горизонты познания, но и развивая наши мыслительные способности. Это нужно не только понять, но и принять, и постараться извлечь максимальную общественную выгоду. Наши дети сообразительнее нас. Сообразительнее - это значит умнее?
По данным социологов, мужское население планеты на одну пятую сократило время, проводимое прежде у телевизора. На что ушло высвободившееся свободное время, один из самых драгоценных ресурсов личности? На семью? На воспитание детей? Увы, нет.
Большинство "сильного пола" тратит "излишки" времени на освоение киберпространства и новые медиацифровые развлечения в самых разнообразных его формах. Xbox - он ведь не только игровая приставка, но и средство доступа в Интернет, и DVD-плейер, и, если взглянуть шире, образовательный центр: ведь не только обучающие видеодиски вкладывают знания в головы наших детей, но и те "игры, в которые мы играем", и те "игры, которые играют нами".
Порадовавшись и опечалясь за новую культурологическую реальность, пора и за дело браться. Готово ли общество к сосуществованию с поколением Xbox? Является ли это поколение нашим доморощенным продуктом или это явление более широкое?
Один из моих американских друзей перестал понимать своего четырнадцатилетнего сына. Не в переносном смысле, а в самом прямом - они объясняются на разных языках: один - на бытовом американском, а другой - на бытовом компьютерном американском. Иногда, когда не злятся друг на друга, отец и сын ищут переводчика-интерпретатора, потому что слова-то, вроде бы понятные, а явления, за ними стоящие, отличаются разительно.
Поколение Xbox - это не только пользователи Интернета. Точно так же, как Интернет, это не единственная образовательная среда. Сколько разного рода игровых залов, компьютерных клубов и псевдоинтернет-кафе разбросано по нашим городам и весям? Включите телевидение - оно давно уже обретает единую стилистику с различного рода сетевыми средствами массовой информации. И чему молодых учат эти новые массмедиа?
Самый страшный демон, живущий в Сети, называется "общество потребления". Этот зверь стремительно поглотил и переваривает западную цивилизацию и вызывает тихую панику среди хранителей традиций цивилизаций Востока. Здесь надо искать корень современных конфликтов, межконфессиональных противоречий, протестов антиглобалистов.
Что-то, конечно, нами уже упущено. Вряд ли поколение Xbox сформирует молодую гвардию борцов за высокие идеалы. Они практичны, приземлены, аполитичны. Если и будут бороться, то за экономические, а не политические интересы.
Можем ли мы достучаться до них? Можем, если используем те же каналы коммуникации, что и они. Наверное, мы не должны мириться с тем, что 40%-ный годовой прирост услуг MMS достигается исключительно за счет контента эротического характера. Новое технологическое пространство пора осваивать психологам, культурологам, социологам, педагогам. Это несложно, потому что для нынешних выпускников вузов эта среда - родная. Перед ними нужно лишь четко поставить задачи.
Поколение Xbox - это реальность, от которой не уйти и с которой надо жить. Это наши дети, немного странные и подчас кажущиеся чужими. Их воспитывает Сеть - средство массовой коммуникации и вместилище коллективного Разума. Разума обучаемого и самообучающегося. Наша цель - любовно взращивать и формировать его, не пряча глаз и не затыкая ушей.