Казалось бы, все хорошо, мы активно ведем борьбу с отмыванием денег. Из "черного" списка FATF (Международная организация по противодействию легализации преступных доходов) мы давно исключены, все рекомендации регулярно выполняем. С законодательством все в порядке, и систему противодействия отмыву капитала мы построили.
Каждый день финразведка получает около полутора тысячи сообщений о подозрительных операциях клиентов. Постоянно слышны сообщения об отзыве лицензий того или иного банка, замешанного в отмывании "грязных" денег. Однако, несмотря на это, американские и европейские банки по-прежнему считают, что российская банковская система криминализована, и мы повсеместно занимаемся отмыванием денег. Результат - отказ в сотрудничестве. С весны прошлого года около 300 российских банков его получили. Эксперты банковского сообщества считают, что мы ведем чересчур активную борьбу, чем требуется. Посылая сообщения, многие банки перестраховываются. К настоящему времени в Росфинмониторинге накоплено более 4 миллионов сообщений о подозрительных и сомнительных сделках. Поэтому со стороны создается впечатление о криминализации наших банков. Банковское сообщество считает, что не стоит кричать на каждом углу о наших достижениях.
Финразведчики придерживаются иного мнения - бороться с проблемой закрытия корсчетов российских банков надо с помощью агитации и пропаганды. Объясняя это тем, что западные банки просто не знают о том, как изменилась Россия за последние годы. Глава Росфинмониторинга сообщил, что уже договорился с руководством финразведки США провести встречу в начале следующего года, на которой будут присутствовать представители американских и российских банков, чиновники ЦБ и минфина. Он надеется, что проведение таких встреч поможет изменить отношение западных кредитных институтов к российской банковской системе.
Пока бизнес и финразведка ищут решение глобальной проблемы, Центробанк отвечает на вопросы, которые накопились у банков и их клиентов за время действия ФЗ N 115-ФЗ "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Вот некоторые из них.
Первый вопрос, на который отвечает ЦБ, это подлежат ли обязательному контролю операции по выпуску и продаже облигаций? Дело все в том, что закон контролирует операции предоставления юридическим лицам, которые не являются кредитными организациями, беспроцентных займов другим юрлицам. Но договор займа в соответствии со статьей 816 Гражданского кодекса РФ может быть заключен, в том числе и путем выпуска облигаций. При этом облигация предоставляет ее держателю помимо права на получение номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента также право на получение фиксированной в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.
ЦБ напоминает, что согласно Закону N 115-ФЗ, обязательному контролю подлежат операции по предоставлению или получению только безвозмездных займов. Следовательно, при отсутствии у кредитной организации информации о безвозмездном характере рассматриваемых правоотношений договор займа, заключенный путем выпуска и продажи облигаций, не может рассматриваться в качестве сделки, предусмотренной законом.
Второй вопрос. Подпадают ли под запрет, действия кредитной организации по продлению договора банковского вклада без личного присутствия физического лица, если по истечении срока действия договора срочного вклада вкладчик не требует возврата суммы вклада? Напомним, что закон запрещает кредитным организациям открывать счета физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет, либо его представителя.
ЦБ считает, что личное присутствие в этом случае не обязательно. Объясняя это тем, что пункт 4 статьи 837 ГК РФ устанавливает, что в случаях, когда вкладчик не требует возврата суммы срочного вклада по истечении срока либо суммы вклада, внесенного на иных условиях возврата, по наступлению предусмотренных договором обстоятельств, договор банковского вклада считается продленным на условиях договора до востребования, если иное не предусмотрено договором. Другими словами, раз речь не идет об открытии нового вклада, то и личное присутствие не обязательно.
Зато на вопрос, необходимо ли личное присутствие физического лица (либо его представителя) в кредитной организации при открытии счета, если это лицо ранее уже обслуживалось в данной кредитной организации и у нее имеется достаточная информация для его идентификации?
ЦБ однозначно отвечает, что личное присутствие необходимо, так как закон не делает в этом случае никаких исключений из правил.
Полностью ответы на вопросы см. в информационном письме Центрального банка N 8 от 31 августа 2005 года. Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых во исполнение его нормативных актов Банка России.