12.10.2005 03:50
    Поделиться

    Дальневосточных автодилеров удалось на время успокоить

    В минувший понедельник, почти через неделю после нововведения, когда страсти на улицах Владивостока и на страницах СМИ разгорелись добела, руководство Федеральной таможенной службы наконец пошло на контакт с общественностью и покаялось. Но только в одном - в том, что заранее не проинформировало участников автобизнеса о новых правилах оценки машин.

    Замруководителя ФТС Татьяна Голендеева заявила на пресс-конференции твердо и однозначно: таможня не намерена отказываться от оценки машин по так называемому мини-каталогу, из-за которого и возник весь сыр-бор. Единственная уступка автоимпортерам - автомобили, по которым договоры купли-продажи заключены до введения каталога, будут оформляться по старым методикам. Все остальные - уже по новым. Татьяна Голендеева призвала не сожалеть о том, что уменьшится прибыль недобросовестных дилеров. По ее словам, факты уклонения от таможенных платежей имеют широкомасштабный характер. Чаще всего на хорошие автомобили декларируются смехотворные цены, которые до сих пор было трудно проверить. Кстати, подобные мини-каталоги уже существуют на европейские и американские автомобили, о чем "Российская газета" в свое время писала. Но их введение прошло спокойно. По японским машинам правила были более либеральными, чем по остальным. Этим активно пользовались многие перекупщики. Теперь же решено сделать оценку стоимости единообразной.

    Скоро, пообещала Татьяна Голендеева, у таможенников дойдут руки и до так называемых "конструкторов". Схема проста: автомобиль разбирается на части и ввозится уже практически бесплатно. Причем использование технологии "конструктор" типично именно для Дальнего Востока с его японскими авто. В 2004 году через дальневосточные таможни к нам поступили почти 44 тысячи японских кузовов. В то же время через все остальные таможни страны прошло всего 57 кузовов. По оценкам, федеральный бюджет только за 7 месяцев нынешнего года потерял благодаря "конструкторам" 120-130 миллионов долларов.

    Тем временем во Владивостоке с представителями автобизнеса встретился первый заместитель начальника Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Александр Воробьев. После бурных дебатов стороны пришли к компромиссу, о котором говорилось в Москве. Но разговор не закончился. Была создана согласительная комиссия, которая вчера собралась в присутствии журналистов. Бизнесу удалось еще чуть-чуть потянуть одеяло на себя: все ввезенные до 11 октября автомобили будут растаможиваться по старым ставкам до принятия краевой прокуратурой решения о законности введения новой таможенной сетки.

    Об этом таможенники уведомили приморского губернатора Сергея Дарькина, который жестко критиковал их за создание социальной нестабильности в городе. А еще за то, что каталог оказался на английском языке, в то время как, по словам губернатора, "все официальные документы должны издаваться только на русском языке, который является в РФ государственным".

    Во Владивостокском морском торговом порту ажиотаж - все пикетчики ринулись работать. На вчерашний день здесь находилось около 6 тысяч автомобилей. На железную дорогу для отправки было погружено около тысячи автомобилей. Сегодня и завтра во Владивосток подойдут еще два судна, груженных автомобильным секонд-хендом из Японии. Пока таможенники не передумали, надо быстро использовать отсрочку.

    Между тем есть еще одна оценка событий. Злополучный мини-каталог предназначен только для юридических лиц, занимающихся закупкой автомобилей в Японии. Размеры ставок таможенных платежей для физических лиц - тех же туристов - рассчитываются по объему двигателя. Именно автодилеры чаще всего занижают стоимость ввозимой машины и используют серые схемы импорта иномарок.

    По мнению депутата краевого парламента Николая Марковцева, только организованному автобизнесу с серьезным властным прикрытием под силу организация столь массовых пикетов, которые почти не трогала местная милиция. Депутат сообщил, что организованный автобизнес принадлежит местным олигархам (загибает пальцы, называя имена своих коллег, которые не хотят платить высокие таможенные пошлины). С этим и борется недавно назначенный начальник ДВТУ Эрнест Бахшецян. К слову, недавно побывавший во Владивостоке министр экономического развития и торговли Герман Греф дал понять, что назначение Бахшецяна - шаг неслучайный.

    Говорят, в понедельник вечером Сергей Дарькин звонил Герману Грефу - жаловался на таможенников. Но, как пересказывают злые языки в коридорах краевой администрации, звонок губернатора не слишком утешил: Греф считает, что без мини-каталогов не обойтись.

    Поделиться