12.10.2005 02:30
    Поделиться

    Банкам потребительского кредитования не хватает механизма секьюритизации

    Как сделать кредит дешевле, длиннее и доступнее

    И первую, и вторую проблему можно решить при помощи специальной технологии, хорошо известной на Западе, - секьюритизации. И российские банки только-только начали осваивать эту технологию.

    Деньги на кредиты у банков есть, но в большинстве - "короткие". Полгода-год - их уж и нет. А кредиты нужно выдавать на 10-20 лет, т.е. деньги нужны "длинные". Источником подобного долговременного финансирования могут стать сами кредиты. Во всем мире банки после выдачи ссуд оформляют кредиты в стандартные пулы. Затем под их залог выпускают ценные бумаги, получая финансирование с рынка. Этот механизм называется секьюритизацией. В дословном переводе - процедура обеспечения безопасности.

    Сейчас объемы розничного кредитования стремительно растут. Соответственно в разы увеличиваются банковские портфели ипотечных и автокредитов - так называемых обеспеченных ссуд, наиболее привлекательных для рефинансирования. Казалось бы, создавай пулы для секьюритизации, выпускай ценные бумаги и получай более дешевое и долгосрочное финансирование с рынка, этакий неиссякаемый поток средств для развития кредитных программ. И конечный потребитель доволен. Он в свою очередь получает улучшение условий кредитования: более дешевые ссуды, на более длительный срок и с меньшими начальными взносами. Но не все так просто.

    В первую очередь использование этого механизма на нашем рынке сдерживает отсутствие соответствующей законодательной базы. По словам экспертов, закон о секьюритизации активов и соответствующие нормативные акты вступят в законную силу не ранее следующего года.

    Однако выпустить бумаги - это еще полдела. На них должен быть спрос. И если западные инвесторы к этому продукту готовы, то участники российского рынка ценных бумаг относятся к нему настороженно и не собираются сходу включать в свои инвестиционные портфели бумаги, обеспеченные потоками платежей по потребительским кредитам. А некоторые - просто не имеют права с ними работать.

    Западные инвесторы спокойнее относятся к этому продукту, поскольку секьюритизация кредитных портфелей на западных рынках обычное дело. По словам экспертов, за рубежом компании, работающие на рынке потребительского кредитования, до 70% финансируют свою деятельность за счет выпуска ценных бумаг, обеспеченных потоками платежей по розничным кредитам. И уже сейчас западные инвесторы готовы покупать наши ценные бумаги, обеспеченные пулами ипотечных, автомобильных, товарных кредитов и даже платежами по пластиковым картам. Что и продемонстрировал опыт Росбанка и банка "Союз".

    Росбанк прошлой осенью выпустил еврооблигационный заем на $ 225 млн. под залог платежей по пластиковым картам. Но развивать успех не спешит. "Ценные бумаги, обеспеченные платежами по автокредитам, являются интересным и перспективным продуктом для российского финансового рынка, позволяющим (в зависимости от структуры выпуска) как удешевлять стоимость финансирования, так и полностью продавать соответствующий кредитный портфель, - говорит Антон Пак, Управляющий директор Департамента инвестиционно-банковских услуг Росбанка. - Мы обладаем всеми технологиями для создания подобного продукта, но в настоящее время не планируем привлекать финансирование таким способом".

    Банк "Союз" в июле 2005 г. провел секьюритизацию портфеля автокредитов на общую сумму $ 49,806 млн. Ставка купона составила одномесячный LIBOR плюс 175 базисных пунктов. Секьюритизация производилась путем продажи части портфеля автокредитов голландской компании - SPV Russian Auto Loan Finance B.V., которая выпустила облигации трех классов - А, В и С на Ирландской фондовой бирже.

    По словам Екатерины Демыгиной, заместителя Председателя Правления банка "Союз" в принципе можно рефинансировать не только пулы автокредитов. "Главное, чтобы продукт был рыночным и понятным инвесторам, - говорит она. - Необходима прозрачная система оценки заемщика и принятия решения, вследствие которой обеспечен высокий уровень качества кредитного портфеля и, как следствие, обеспечен постоянный поток платежей". Пока банк планирует дальнейшие транши по проекту "автокредит" на начало 2006 года. Но и по программе ипотечного кредитования "Союз" получил предложения от нескольких банков по приобретению и рефондированию портфеля ипотеки и в данный момент оценивает целесообразность таких сделок.

    На Западе собираются разместиться Внешторгбанк и "Русский Стандарт". Внешторгбанк планирует до конца года выпустить еврооблигации с ипотечным покрытием на $ 100 млн. "Русский Стандарт" готовится к выпуску евробондов под залог потребительских кредитов на $ 300 млн. Вырученные деньги должны пойти на наращивание объемов кредитования. "Средства пойдут на финансирование основных программ банка, - говорит Екатерина Демыгина. - Мы также улучшили условия по кредитованию на покупку автомобилей. В августе банк снизил процентные ставки, первоначальный взнос, а также увеличил срок кредита по программам кредитования физических лиц на покупку автомобилей иностранного производства до 5 лет. Процентные ставки снижены по кредитам на 0,4-0,9% годовых. Согласно новым условиям первоначальный взнос клиента по стандартным программам кредитования составляет 10% от стоимости автомобиля. Величина процентных ставок при 10% первоначальном взносе клиента - 9%, 9,5% и 9,9% годовых в зависимости от срока кредита: до 1 года, до 3 лет и до 5 лет соответственно. При первоначальном взносе 50% процентная ставка составляет 9% годовых, при сроке кредита от 3 месяцев до 5 лет на новые автомобили и автомобили не старше 3 лет и от 3 месяцев до 3 лет на автомобили не старше 5 лет".

    Конечно, на внутреннем рынке организовать такой выпуск проще и дешевле. К тому же тогда можно будет получать не только валютное, но и рублевое финансирование. Что, соответственно, приведет к развитию и демократизации условий рублевого кредитования.

    Поделиться