Владимир Каданников ушел с поста председателя совета директоров ОАО "АвтоВАЗ"
В связи с этим пришлось созывать внеочередное собрание акционеров. Оно состоится 22 декабря, когда и будет избран новый состав совета. Кто его возглавит, пока неизвестно.
Для непросвещенной общественности данное событие стало полной неожиданностью. Но близкие к АвтоВАЗу люди уже давно поговаривали о скорой отставке ветерана-руководителя.
Версии ухода с поста Каданникова называются разные. Одна из них - Владимир Васильевич был оплотом старой команды руководителей. В свое время его называли даже "красным" директором. Для нынешних, молодых Каданников не является священной фигурой. В качестве примера потери политического веса Каданникова приводят "поражение" ВАЗа и других отечественных автомобилестроителей в борьбе с иномарками. Руководитель вазовского независимого профсоюза "Единство" Петр Золотарев не исключает и того факта, что Каданников ушел в отставку потому, что не смог сохранить целостность завода-гиганта. Дабы не быть причастным к этому развалу, не нести за это моральную ответственность и покинул пост председателя совета директоров ОАО "АвтоВАЗ".
Среди вазовцев ходит и такая версия: Владимир Каданников не сумел (или не захотел) найти общий язык с одним из основных партнеров завода - группой СОК. Под давлением этой группы и покинул свой пост. Считается, что если эта версия верна, то на следующем совете директоров его председателем будет избран нынешний генеральный директор "ИжАвто" Михаил Добындо, до этого работавший вице-президентом ОАО "АвтоВАЗ".
Информацию из официальных источников получить не удалось. Телефоны руководителей пресс-службы не отвечали.
На Волжский завод Каданников пришел с Горьковского автомобильного и сумел здесь сделать блестящую карьеру, став вначале генеральным директором - президентом АО "АвтоВАЗ", затем какое-то время поработал вице-премьером российского правительства и председателем совета директоров ОАО "АвтоВАЗ".
Владимир Каданников девять лет возглавлял совет директоров, а до этого более десяти лет был генеральным директором АвтоВАЗа. А вообще с этим предприятием его связывает 38 лет напряженной работы. В сентябре Владимиру Каданникову исполнилось 64 года, и о пенсии разговора не было (разве только в узком кругу близких ему людей). Наоборот, как-то Владимир Васильевич даже сказал, что проработает до 65 лет, а потом уйдет. До этого времени у него даже, говорят, была разработана специальная программа неотложных дел.
Впрочем, жизнь всегда вносит корректировки в наши планы. В мае этого года АвтоВАЗ принял решение сократить объемы производства с 727 до 700 тысяч машин. "Это связано, - объяснил тогда председатель совета директоров, - с теми событиями, которые сейчас происходят вокруг российской автомобильной промышленности. Если вы выйдете на улицу и посмотрите на дороги, то увидите огромное количество автомобилей с прицепами, загруженными подержанными автомобилями". Эксперты советовали АвтоВАЗу снизить отпускные цены, но, как утверждал Каданников, они уже находятся на грани рентабельности.
Тем не менее компания вела активные переговоры о сотрудничестве с General Motors. И с их помощью даже получила доступ к западным технологиям. Они легли в основу известных проектов - "Калина" и "Приора". Но популярнее продукция АвтоВАЗа среди российских автолюбителей так и не стала. В одном из интервью журналист задал Каданникову вопрос о том, что многие эксперты предрекают в 2008 году кончину российского автопрома. На что Каданников резко ответил: "Я думаю, что к 2008 году наступит конец экспертам. Потому что народа, который так себя ненавидит, я не видел".
Мнение |
Игорь Юргенс, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей:
- Конечно, АвтоВАЗ сейчас испытывает серьезные трудности. Несмотря на высокие пошлины на ввоз в страну подержанных иномарок, наши "ВАЗы" не выдерживают конкуренции с ними. Все равно они остаются примерно в одной ценовой гамме, но иностранные автомобили лучше по качеству. В свое время еще в правительстве Михаила Касьянова наши автомобилестроители пролоббировали, чтобы эти пошлины оставались высокими пять-шесть лет. Они тогда представили программу развития автопрома и просили поддержать их на время ее реализации. Остается еще года три действия этих пошлин. Но как только их снизят, как только Россия вступит в ВТО, у автомобилестроителей наступает очень жесткий период. И в таких условиях, конечно, нужны гибкие, энергичные молодые менеджеры. В этом смысле отставка Каданникова, наверное, произошла вовремя.
Если у кого из отечественных легковых автомобилей и остается шанс стать конкурентоспособными, то только у "ВАЗа". Я лично считаю, что у "волг" и "москвичей" без стратегического партнерства с кем-то из западных производителей такого шанса нет. Не в обиду это будет сказано отечественным автомобилестроителям. Даже шведы - "сааб", "вольво" - объединяются с немцами и американцами, поскольку сами не выдерживают конкуренции. Создание новой марки уже продвинутой базовой модели стоит как минимум миллиард долларов. Откуда такие деньги у того же АвтоВАЗа, если их нет у развитых автомобильных стран? Но шанс встать на ноги у ВАЗа все-таки есть, главное - не упустить его.
Кстати
На российском рынке акций в четверг был замечен существенный скачок акций АвтоВАЗа, который наблюдатели связывают с заявлением об отставке главы компании Владимира Каданникова в связи с его уходом на пенсию по возрасту.
На ФБ ММВБ обыкновенные акции АвтоВАЗа выросли в цене на 10,6% (до 738 рублей за штуку), привилегированные - на 12,4% (до 625 рублей). В РТС акции компании подорожали на 8,2% и 10,5% соответственно.