Российская газета | Сэр Джон, с чего это вдруг вы решили заняться аудитом нашей СП?
Сэр Джон Борн | Мы проверяли вашу Счетную палату по личной просьбе ее председателя доктора Степашина. Он сказал: "Приезжайте и посмотрите на нас". А вообще это уже устоявшая практика международного сотрудничества между контрольными органами разных стран. Но то, что ваш руководитель стал инициатором проверки, - делает ему честь.
РГ | И как же вы оценили деятельность российской СП?
Сэр Джон | Полагаю, что ваша Счетная палата находится на той же высоте, что и контрольные органы других стран. Производит благоприятное впечатление, что Счетная палата поддерживает тесные связи с научными кругами и экспертным сообществом России.Это дает ей возможность расширять круг информации и заниматься аналитической работой.
Но есть области, где вам еще надо поработать над собой.
Во многих странах было бы весьма и весьма экзотично, если бы Счетная палата финансировалась федеральным минфином или ее материальное положение зависело от какого-то правительственного подразделения. Таким образом, мы выступаем с предложением дальнейшего укрепления независимости Счетной палаты и даем возможный вариант изменения ситуации.
РГ | Сэр Джон, хотелось бы узнать, какие рекомендации вы дали, если это не секрет, конечно.
Сэр Джон | Все указано в нашем отчете. Финансирование Счетной палаты должна вести Госдума, но никак не министерство финансов - один из объектов проверок СП. Только тогда у Счетной палаты будет возможность проводить действительно независимые расследования и предоставлять свободные от какой-либо конъюнктуры отчеты Государственной Думе.
РГ | Одна из ваших рекомендаций - предоставить российской СП право самой устанавливать зарплаты своим сотрудникам. Чем вы руководствовались, давая этот совет?
Сэр Джон | Я хочу подчеркнуть, что зарплаты, которые будут устанавливаться таким образом, должны оставаться прозрачными. У нас, например, квалификация сотрудников, работающих в Национальном контрольно-ревизионном управлении, настолько высока, что порой превосходит уровень профессионализма людей, занятых в частном бизнесе. Я полагаю: коль в российской Счетной палате люди тоже имеют высокую квалификацию, то должна быть возможность предоставить им вознаграждение, по крайней мере, не уступающее частному сектору. Конечно, и в нашей стране по уровню зарплат госсектор пока не может соревноваться с бизнесом. Но важно, чтобы внутри учреждения работала система поощрения тех, у кого есть идеи и высокая квалификация.
РГ | То есть вы считаете, что зарплата сотрудников российской СП недостаточно велика?
Сэр Джон | Я не знаком с деталями. Я выдвигаю общий принцип: если смотреть на эту проблему с правильной точки зрения, то именно Госдума должна решать вопрос о ставках сотрудников СП. Кроме того, администрации СП необходимо заботиться о карьерном росте и материальном благополучии инициативных сотрудников, работающих с большей отдачей, чем остальные. Когда они будут уверены, что их усилия не останутся незамеченными, они начнут стремиться к новым высотам.
РГ | В России очень популярна тема борьбы с коррупцией, многие эксперты считают это зло главным тормозом экономического развития. Как вы считаете, что мешает нашей стране свести коррупцию к минимуму?
Сэр Джон | Полагаю, вашей страной уже проделана большая работа, и она дала результаты. Но я убежден, что коррупция - не только российская проблема. Развитие глобальной торговли и бизнеса создает некий зазор, в рамках которого возникает новая коррупция, причем более широкого масштаба. Не только России, но и Англии приходится сталкиваться с этой проблемой, как, впрочем, и многим другим государствам. Конечно, аудитор Счетной палаты - не полицейский и не детектив. Его дело - изучение бюджетного процесса. Но именно он определяет те зоны, в которых возможно возникновение коррупции. И в своих отчетах он указывает на эти "слабые места". Принимая эту эстафету, законодательная власть должна сделать все, чтобы лишить коррупцию возможности развиваться.
подробности |
Сэр Джон рассказал о девяти направлениях, которые он посоветовал бы проверить нашим аудиторам на предмет эффективности использования
государственных средств.
Расскажем об основных. Во-первых, следует рассмотреть способы предоставления услуг населению, проанализировать их стоимость, доступность, своевременность и качество. Во-вторых, это касается приватизации, особенно тех условий, на которых правительство передает предприятия и их активы в частную собственность. В-третьих, необходима проверка эффективности работы налоговых и таможенных органов. Такие аудиты могли бы использоваться для борьбы с мошенничеством и против уклонения от уплаты налогов. И, конечно же, не помешает, считает сэр Джон, проверить эффективность закупочных стратегий в правительственных организациях, особенно, когда речь идет о крупных партиях товаров, на которые тратятся большие бюджетные средства.
После доклада сэра Джона на конференции, посвященной проблемам бюджетной системы России, выступил председатель СП Сергей Степашин. Он назвал оценку сера Джона "джентльменской", имея в виду, что недочетов у главного российского контрольного органа гораздо больше, и в первую очередь, с точки зрения законодательного обеспечения независимости ее деятельности. Он напомнил, что по Конституции РФ у нас существует главенство международного права над отечественным. А в соответствии с международным правом, по Лимской декларации 1977 года, где прописаны основные принципы функционирования государственных контролирующих органов, принцип их независимости от исполнительной власти стоит на первом месте. Поэтому Степашину непонятно, почему на все попытки законодательного закрепления своей независимости СП получает отрицательные ответы власти.
Впрочем, Степашин отметил и положительные изменения в практике взаимодействия контрольного органа и власти: "Раньше ответы на наши проверки, как правило, давали те чиновники, которых касались наши замечания. Сегодня ситуация изменилась. На 90 процентов наших запросов отвечает глава правительства. Плюс к тому наш контрольный орган в хорошем смысле этого слова находится "под прицелом" главы государства. Я регулярно встречаюсь с Владимиром Путиным, и мы обсуждаем, как правило, 10-15 вопросов, решение которых в компетенции президента. Сразу даются поручения, контрольное управление президента берет их выполнение под свой контроль. И многие вопросы решаются гораздо быстрее. Последний пример - расформирование так называемой "дирекции по Чечне" и увольнение ее директора, которые произошли после подачи нашей записки". Кстати, по словам сэра Джона, он лично тоже часто встречается с премьер-министром Тони Блэром и получает от него поддержку и оценку своей деятельности.
В заключение конференции Сергей Степашин заявил о том, что сотрудничество с британскими коллегами будет продолжено и указал два основных направления: аудит процесса приватизации в России и проверка эффективности использования средств британских организаций, направленных на подготовку реформ, в частности, в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.
Подготовил
Олег Гладунов