Руководители предприятий зачастую сталкиваются с тем, что название, которое они хотели дать своему сайту, уже занято. Как правило, никто не знает, как действовать в таких случаях.
Предприимчивые "захватчики" доменных имен (киберсквоттеры) требуют деньги за передачу доменного имени, и зачастую дело заканчивается выкупом. Причем будущий владелец вынужден заплатить сумму, в несколько раз превышающую стоимость регистрации в обычном порядке.
Доменные споры - относительно новое для России явление. Одним из первых крупных разбирательств в 1999 году стал иск киностудии "Мосфильм" к владельцу домена mosfilm.ru.
В то время не было опыта рассмотрения доменных споров, и суд принял решение в пользу крупной киностудии, имя которой зарегистрировано в качестве товарного знака. Формулировка в исполнительном листе была крайне неудачной: российский НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС), основной регистратор доменных имен в русскоязычном сегменте Сети, получил запрет на регистрацию доменов, содержащих название "Мосфильм". Такой запрет был нарушен уже через месяц: mosfilm.ru был зарегистрирован киноконцерном "Мосфильм".
С тех пор споры за право обладания доменным именем неоднократно решались в судебном порядке. По данным автора сайта "Интернет и право" (internet-law.ru) Антона Серго, до настоящего момента в России состоялось порядка 85 доменных споров. Большая часть -50 претензий - рассматривалась в арбитражном суде. А самым богатым опытом решения подобных вопросов обладает Московский арбитражный суд, который рассмотрел 45 доменных споров.
Несмотря на уже существующую судебную практику, в России пока что нет четкого механизма решения дел о "захвате" доменного имени. По словам Серго, известен ряд случаев, когда арбитражный суд перенаправлял иски в суды общей юрисдикции, а те, в свою очередь, отфутболивали истца обратно в арбитражный суд. А в подавляющем большинстве случаев дело заканчивается выкупом.
В зонах COM, ORG, NET, в других общемировых и некоторых национальных доменных зонах действуют Единые правила рассмотрения споров о доменных именах (Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy, UDRP), принятые корпорацией ICANN. Суть UDRP сводится к тому, что заявитель должен доказать три факта:
- доменное имя идентично или сходно до степени смешения с товарным знаком заявителя;
- у владельца домена нет прав или законных интересов в отношении доменного имени;
- доменное имя было зарегистрировано и используется недобросовестно.
На основе этих правил ежегодно рассматриваются более тысячи дел.
В России же при попытке "отсудить" домен юристы, как правило, обращаются к Закону о товарных знаках. Согласно этому документу "нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения... товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения... в сети Интернет, в частности, в доменном имени и при других способах адресации".
По мнению Антона Серго, правообладатели обращаются в суд только в случаях, когда владельца домена удалось уличить в размещении информации о товарах и услугах, по которым зарегистрирован товарный знак. В остальных случаях доказать незаконность захвата практически невозможно, и правообладателям приходится выкупать домен. Кроме того, закон способствует "обратному захвату". Если "понравился" домен, можно попытаться его отсудить, зарегистрировав одноименный товарный знак.
Более подробно ознакомиться с действующим порядком решения доменных споров в России можно на сайте info.nic.ru.