Акции интернет-компании Google растут как на дрожжах, эксперты фондового рынка даже пугаются - не повторится ли ситуация конца 90-х, когда лопнул "пузырь" и акции высокотехнологичного сектора резко подешевели.
Однако нынешний бурный рост обеспечен увеличением рекламных доходов Google, достигших многомиллиардного уровня. И компания продолжает регулярно выпускать новые и оригинальные проекты. Онлайновые карты maps.google.com нашумели даже в России - еще бы, на спутниковых фотографиях можно увидеть даже автомобили на наших улицах. Новые сервисы - Google Base и gtalkr - вновь вызвали шум, а подведенные итоги годовалого проекта Google Suggest выявили интересные тенденции.
Google Base
Раньше, чтобы информация нашлась при поиске в системе Google, нужно было опубликовать ее на каком-нибудь сайте и дождаться, пока поисковик "проиндексирует" эти страницы. Теперь можно зарегистрироваться по адресу: www.google.com/base и ввести данные, которые окажутся доступны - в том числе и через поиск - практически сразу. Это может быть статья, объявление о продаже машины, объявление о знакомстве и что угодно еще. Причем информацией может быть не только текст - к нему можно прикрепить фотографии (общим количеством до 10 штук) или даже видеоролик (это стало возможным благодаря интеграции с другим сервисом - Google Video). Кроме того, в любой момент автор документа может отредактировать его или удалить вовсе.
Пользоваться Google Base могут как частные лица, так и компании. Ни тем, ни другим это не будет стоить ровным счетом ничего. Единственное условие - наличие зарегистрированного аккаунта на Google: система должна знать e-mail адрес пользователя. На этот почтовый ящик и будут приходить все отклики на размещенное в Google Base объявление. Более того, не обязательно вносить данные через формочку на сайте - можно подключить систему к своему существующему сайту, "экспортируя" информацию в стандартном формате XML. А для большей точности поиска автор документа может ввести ключевые слова, правда, только на английском языке. Зато текст документа может быть опубликован на любом языке, в том числе - на русском.
Считается, что таким образом Google может занять большую долю рынка платных объявлений, так называемых classifieds. На американском рынке это большие деньги. Например, доходы от таких объявлений - единственный растущий, а не сокращающийся источник доходов бумажных газет. Теперь потребителям можно будет не платить за печать classifieds на бумаге, а публиковать бесплатно для многомиллионной аудитории Google. И если информация локальная, система будет ее показывать в привязке к географии.
Gtalkr
Не прошло и трех месяцев со времени запуска компанией Google программы обмена короткими сообщениями и голосовых разговоров Google Talk ("РГ" подробно рассказала о ней в номере от 7 сентября 2005 года), как появился сайт Gtalkr. На нем можно общаться в сети Google Talk, не устанавливая на свой компьютер дополнительных программ - список своих собеседников вы увидите прямо на странице сайта. И даже не только список - вы получите всю функциональность, не доступную в обычной программе. Например, система будет хранить все сообщения и показывать, как давно был начат и прерван диалог. Есть здесь и возможность поиска по сообщениям. Правда, диалоговое окошко с виду совсем неприметное и не мигает так навязчиво, как в других интернет-пейджерах. И нет разговоров голосом. Как и в случае с Google Talk, для пользования gtalkr необходимо наличие бесплатного почтового ящика на gmail.com.
Сервис gtalkr будет удобен в первую очередь тем, кому строгие начальники запрещают пользоваться интернет-пейджерами на рабочем месте, и тем, кто выходит во всемирную сеть из интернет-кафе и других точек коллективного доступа.
Google Suggest
В декабре прошлого года разработчики Google предложили пользователям экспериментальную функцию предсказания пользовательских запросов - Google Suggest (www.google.ru/webhp?complete=1&hl=en). Вы вписали только первые буквы запроса - а система уже проверила базу предыдущих запросов и предлагает наиболее популярные варианты, чтобы вы могли выбрать один из них. Например, пользователь начинает набирать "ха...", а система выдает ему варианты продолжения: "халява", "хакер" и т.д.
Прошел год, и разработчики решили подвести итоги. Они оказались неожиданными - судя по всему, пользователи специально набивали базу данных искусственными запросами, чтобы политизировать статистику. Например, система зафиксировала огромное число расистских запросов. И совсем уж неправдоподобно выглядели запросы типа "Фирма А - отличная" и "Фирма Б - зло". Но в основном статистика выглядит объективной. Например, если посмотреть на русскоязычные запросы, то окажется, что для нашего пользователя "секс" и "рефераты" - вовсе не самое необходимое в Интернете. Даже если добавить к "сексу" слово "порно", "спорт" более чем вдвое популярнее. А "работа" вчетверо важнее "рефератов".