Первокурсник после вводной лекции: - Я и не думал, что разработка архитектуры микрочипов - это так просто!
Второкурсник: - А, ты об этом! Тогда бегом в аудиторию 1116, там сейчас ребята собирают группу по перехвату бизнеса у Intel!
(Из студенческого фольклора Массачусетского технологического института).
По российским меркам на руководителя проекта мирового значения Линси Петрилуз явно не тянет - ей еще и тридцати нет. Впрочем, здесь, в междисциплинарной лаборатории Массачусетского технологического института, молодость не считают недостатком. Здесь убеждены, и не без оснований, что все величайшие открытия совершаются в возрасте до 25 лет.
Линси и ее группа - это старт-ап, начинающее малое предприятие, выросшее из исследовательской группы студентов и аспирантов. Их идея получила высокое одобрение, покровительство и финансирование, конечно, от одного из отцов-основателей Массачусетского технологического института Никласа Негропонте. Именно ему вместе с Линси доверена высокая честь представлять чудо-проект на втором этапе Всемирной встречи по вопросам информационного общества, который прошел в ноябре в Тунисе.
Проект Линси вырос из осознания очевидного факта: компьютер по цене 500 долларов (вместе с программным обеспечением) недоступен 5/6 части человечества.
- Мы стали рассуждать дальше, - доверительно говорит Линси, и глаза ее ловят мой взгляд, как будто она пытается здесь и сейчас сделать меня адептом всемирной компьютерной революции. - Скажите, кто больше всех в мире сегодня нуждается в компьютерах?
- Школьники, - отвечаю я.
- Точно, - горячо поддерживает меня Линси. - Школьников не меньше 1,5 миллиарда, и только каждый сотый имеет под рукой компьютер. Вот мы и решили: каждому ребенку в руки - по компьютеру. Так и программу свою назвали - "One Laptop per Child". Раз в руки, значит - лэптоп (наколенник в буквальном смысле этого слова), а не десктоп (настольный компьютер). Легкий, крепкий и умеющий работать с Сетью, а главное, чтобы стоил не дороже 100 долларов! И еще он должен быть энергонезависимым - вот здесь, сбоку, у него есть заводная ручка - если покрутить хорошенько, то на десять минут автономной работы хватит! Прототип, который Линси вертит в руках, похож на пластиковый букварь-раскладушку с массивной ручкой для аккумуляторов и смешным заводным колесиком сбоку. Весит эта "игрушка" меньше килограмма.
Несколько лет назад, будучи руководителем Дирекции программы "Электронная Россия", я собирал российских производителей компьютерной техники и задавал им вопрос: какова минимальная себестоимость компьютеров вашей сборки и сколько может стоить сетевой компьютер с программным обеспечением?
Мы долго спорили о возможной величине госзаказа, об освобождении от таможенных пошлин на комплектующие, о скидках со стороны поставщиков программного обеспечения, о кредитных схемах продаж с привлечением банковского капитала...
Короче, вышли на цифру 250 долларов, и дешевле - ну никак! А тут мне рассказывают о лэптопе за 100. За счет чего получается такая цифра?
- Наша лаборатория - междисциплинарная, над проектами не только компьютерщики работают, но и педагоги, психологи, дизайнеры, музыканты. Да-да, не удивляйтесь, они в группе акустиков колдуют над фокусировкой звуковых сигналов от лэптопа, чтобы ты слышал, что компьютер говорит, а соседу не мешал, - смеется Линси и вертит в руках прототип компьютера. - Е=F бемоль, как трактуют теорию относительности ребята из консерватории. А если серьезно, то мы почти ничего не закупаем, все сами конструируем. Потом размещаем заказы. Здесь ни одна мелочь не пропущена, экономим на каждой операции, но, посмотрите, какой он ладненький получился!
- А какая операционная система стоит? - спрашиваю я.
- Линукс, открытый код, - говорит Линси. - Это принципиальная позиция, мы много говорили с учителями, программистами, государственными чиновниками в разных странах. Лицензионные сборы платить никто не хочет, базовое программное обеспечение должно быть бесплатным, а дальше в каждой стране под эти стандарты местные программисты вместе с учителями напишут свои программы со своей графикой - тайской, бирманской, русской... Если захотите присоединиться!
Свой первый компьютер за 100 долларов Линси повез в Тунис в расчете на то, что государственные мужи, собравшиеся на саммит, решат закупить или промышленные партии таких лэптопов, или ноу-хау, то есть технологии производства.
У разработчиков проекта уже есть и первый крупный заказ - министерство образования Таиланда осенью планирует вручить всем своим первоклашкам Generation One - первую модель новых лэптопов.
А я подумал о российских возможностях. С первокурсниками - дизайнерами микрочипов и у нас дела обстоят неплохо: мы любим и умеем подковывать насекомых. Дизайнеры и музыканты у нас тоже еще не перевелись. Производственных мощностей - в избытке. Программисты - одни из лучших в мире. Чего не хватает?
Не хватает венчурного капитала - денег на "сомнительные", но красивые идеи, которые могут в буквальном смысле озолотить инвестора. Не хватает голосов учителей, которые думают сегодня о своем физическом выживании больше, чем о качестве образования. Не хватает государственного заказа. Сколько в России первоклассников? Чуть больше миллиона. Компьютер в подарок каждому из них - это сто миллионов долларов: цифра вполне подъемная даже для нашего небезразмерного бюджета на образование.
Можно раскинуть умом и пошире - так же, как делает молодежь в Массачусетском технологическом. Сегодня - первая модель, которую здесь называют Generation One. На смену первому поколению надо готовить Поколение 2, 3, 4-е... И все в одну красную цену. Разве откажутся молодые родители школьников от компьютеров для бизнеса и домашней бухгалтерии за такие деньги? Разве нашему семейному доктору не проще приехать на вызов с легким компьютером, который хранит историю болезни каждого пациента, чем тратить свое время на бесконечные записи и перелистывание результатов анализов? Разве работник коммунального хозяйства при подготовке к зиме или проведении ремонта не хотел бы заглянуть в базу данных по каждому кварталу, каждому дому, каждой квартире?
Да, да и да!
Удешевление компьютеров открывает принципиально новые сферы их использования. Такие компьютеры уже сегодня позволяют существенно удешевить производство и оказание услуг, поднять их на новый уровень качества.
Эра дешевых компьютеров не за горами. Предупрежденный - спасен. Если мы понимаем это, нам нужно действовать сегодня, сейчас. Именно для воплощения в жизнь таких проектов создаются особые экономические зоны и технопарки.
Наши школьники стоят того, чтобы каждому из них в руки вместе с букварем вручить и персонального спутника по сетевой вселенной.