"АвтоВАЗ" возглавили госменеджеры

Генеральным директором ОАО "АвтоВАЗ" назначен руководитель департамента ФГУП "Рособоронэкспорт" Игорь Есиповский, председателем совета директоров избран замгендиректора ФГУП "Рособоронэкспорт" Владимир Артяков. В совет директоров АвтоВАЗа также вошли: глава Роспрома Борис Алешин, по три представителя от автозавода и от Внешторгбанка, а также представители от ОАО "АВВА", ООО "Кате" и миноритарных акционеров.

После собрания новый гендиректор Игорь Есиповский не стал делать каких-либо программных заявлений, но сообщил: "Для людей, работающих на АвтоВАЗе, массовых изменений не будет. Мы этого не планируем. Мы намерены с ними обойтись внимательно. И уважаем их как людей, сохранивших завод. Для нас главное сейчас - соблюсти последовательность решения проблем. В оборонке самые продвинутые технологии. И глупо было бы не воспользоваться этим опытом". Заметной получилась и реплика Есиповского о том, что АвтоВАЗ, как сообщает ИТАР-ТАСС-Урал, не удовлетворен работой с американской компанией General Motors и отношения с ней требуют пересмотра. Но он не уточнил суть нынешних сложностей.

Вчерашнее собрание акционеров сопровождалось в Самарской области небывалым ажиотажем. Главный вопрос - чего ждать после произошедших перемен - охотно обсуждают эксперты и наблюдатели. Большинство из них склонились к тому, что хуже, чем сейчас, точно не станет.

В области с надеждой обсуждают масштабные планы государственных управленцев по коренным преобразованиям на предприятии - обновлению модельного ряда, нормализации взаимоотношений с поставщиками и вытеснению криминала из автобизнеса. Вместе с тем особую тревогу вызывают у жителей города будущее непроизводственных активов и возможные сокращения персонала.

- Была угроза резкого сокращения рабочих мест и отказа от содержания непроизводственной сферы, - рассказал корреспонденту "РГ" мэр Тольятти Николай Уткин, - но, насколько я знаю, резких изменений не произойдет. Мы с оптимизмом смотрим на приход новой команды. Именно государственной команды.

- Есть определенные опасения, связанные с тем, что большинство из новых управленцев ранее были далеки от автомобильной отрасли, - считает депутат Госдумы Анатолий Иванов. - Если, конечно, они сделают то, о чем говорят, то это будет во благо завода, смежников, города и всего автопрома. А для завода это, по сути, последний шанс.

Как именно будет реализован этот шанс, покажет программа развития предприятия, которую разрабатывают новые менеджеры.

А еще одна сюжетная линия перемен на АвтоВАЗе имела ярко выраженный публичный характер. В Тольятти были делегированы 150 бойцов силовых структур из разных регионов.

Досье "РГ"

Более 60 процентов голосующих акций АвтоВАЗа находится в перекрестном владении его "дочек": 38,2 процента - у компании AVVA (принадлежит "АвтоВАЗу" на 84,95 процента), 23,6 процента - у ЦО АФК (принадлежит АвтоВАЗу, AVVA и ЗАО "Фитом", где совладельцами являются некоторые топ-менеджеры завода). Внешэкономбанк владеет 7 процентами акций, еще 15,7 процента находится в управлении ЗАО "Депозитарно-клиринговая компания". А примерно 15 процентов акций обращается на фондовом рынке.

В конце ноября губернатор Самарской области Константин Титов заявил, что государство вернуло контроль над АвтоВАЗом. По данным губернатора, 51 процент акций завода тем или иным способом контролирует "Рособоронэкспорт".