25.01.2006 03:00
Поделиться

В Твери завели уголовное дело на "Социальную инициативу"

Вслед за Москвой, Тулой  и еще несколькими центральными регионами тверская прокуратура тоже возбудила уголовное дело в отношении местного филиала "Социальной инициативы".

Пропавшие миллионы

По многочисленными обращениям жителей Твери и области, заключивших ранее договоры с коммандитным товариществом «Социальная инициатива и компания», Тверская областная прокуратура целый месяц проводила проверку. Сотрудники «ока государева» установили, что руководство товарищества, «не имея намерений выполнять взятые на себя обязательства, с января 2003 года заключало договоры, по которым принимались инвестиционные вклады от жителей города Твери и области под обещания о предоставлении жилья».

– Коммандитным товариществом только в Твери было получено денежных средств не менее 175 миллионов 615 тысяч рублей, что является особо крупным размером, – прокомментировала корреспонденту «РГ» решение прокуратуры старший помощник областного прокурора Галина Малюта. –  Строительство жилья «Социнициативой» сейчас не ведется, деньги вкладчикам не возвращены. 12 января 2006 года по результатам проверки по факту хищения денежных средств граждан было возбуждено уголовное дело по ст. 159 ч. 4 УК РФ (мошенничество, совершенное группой лиц, либо в особо крупном размере), предполагающей наказание на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой. Предварительное расследование поручено отделу по расследованию особо важных дел прокуратуры области.

Жилье и жулье

На строительный рынок Твери «Социальная инициатива» пришла в 2003 году и так же, как головной офис в Москве, всегда позиционировала себя строителем доступного жилья для людей с низким и средним достатком. К примеру, в 2003 году квадратный метр новостройки в товариществе тянул на 300 условных единиц, в то время как все прочие застройщики предлагали тот же метр по 400 – 500 у.е. Первые новоселы должны были въехать в свои квартиры еще в 2004 году.
С властями Твери был заключен инвестиционный контракт на строительство микрорайона «Первомайский-2» на площади 15 гектаров. В двух десятках домов, построенных со всей инфраструктурой – магазинами, аптеками, гаражами и школами, должны были уже в ближайшие годы разместиться девять тысяч счастливых новоселов.

Закладка микрорайона проходила с помпой. При участии мэра, губернатора и архиепископа Тверского и Кашинского с одной стороны и приехавшего специально из Москвы отца-основателя всей «Социальной инициативы» Николая Карасева – с другой. Академик от строительства (кстати, недавно арестованный Генеральной прокуратурой) сообщил тогда, что корпорация ведет проект обеспечения нуждающихся квартирами с оплатой их в рассрочку в рамках федеральной целевой программы «Жилье». И призвал всех присоединяться. После парадных речей в бетон была замурована капсула с посланием потомкам.
И частные соинвесторы потянулись к доступному детищу Карасева. Кто-то, а их большинство, платил сразу всю сумму, которая тянула примерно на двадцать тысяч долларов за квартиру, кто-то, сделав первоначальный взнос, ежемесячно выплачивал кредит. Последние оказались в самом интересном положении. Даже сейчас, когда возможность получения квартир с каждым днем становится все более призрачной, с них продолжают тянуть деньги. Под тем предлогом, что в противном случае они будут считаться не выполнившими условия договора, а значит, претендовать на жилье уже не смогут.
В любом случае все вкладчики пришли к общему результату. Из 18 зданий, планировавшихся в «Первомайском», свет увидели лишь два – кирпичный на 192 квартиры и монолитный на 112 квартир, да и те недостроены.

Знакомая фигура

«Социальная инициатива» оставила свой след и на ярославской земле. К счастью, не такой глубокий, как в соседней области. Пока заявлений от пострадавших вкладчиков единицы. Два лежат в прокуратуре Кировского района, еще три – из Рыбинска. По ним в настоящее время проводятся проверки, но прокурор Кировского района Сергей Седов уже сейчас уверен, что многое указывает на признаки известной геометрической фигуры. Право юридического лица имел лишь московский офис корпорации, а значит, частные инвесторы заключали договор именно с ним. Работники ярославской прокуратуры выяснили, что все деньги из ярославского филиала «Социнициативы», так же, как, видимо, и других, отправлялись в Москву.

– В договорах граждан с этой организацией им предлагалось внести определенную сумму, стать членом коммандитного товарищества и получать часть прибыли этого товарищества. Получение квартиры оговаривалось лишь дополнительным соглашением. Интересно, что в конце 2005 года, видимо, по подсказке грамотных юристов, в эти допсоглашения были внесены изменения: о том, что предоставление квартир возможно только при наличии заключенных товариществом договоров на аренду земельных участков, проектно-сметной документации на строительство домов и других документов. Как было установлено в ходе проверки, никаких договоров компанией заключено не было, поэтому и прав на получение квартир у людей нет, – пояснил Сергей Седов.

А люди наивно верили всем выданным им бумагам и, если бы не сообщение об аресте бывшего президента товарищества Карасева, прозвучавшее в СМИ, еще три года ждали бы обещанного.

Кстати, активнее вкладчиков оказались сотрудники Ярославского территориального управления Министерства антимонопольной службы. Почти два года назад они вынесли первое представление о привлечении «Социальной инициативы и компании» к административной ответственности за недостоверную рекламу. На коммандитное товарищество был наложен штраф в 40 тысяч рублей. На сегодняшний день таких представлений уже три – и все они коммандитным товариществом не оплачены.

Начало есть, но нет конца

В условиях кризиса «Социнициативы» попытаться получить квартиру можно несколькими способами. Например, всем пострадавшим объединиться в товарищество собственников жилья, самостоятельно довести до ума замороженное строительство. Но это потребует дополнительных – и каких! – затрат. Это в Москве хорошо: власти заверили, что финансовую сторону возьмут на себя и за счет бюджета доведут до ума недострои. Отцы Твери подобных заявлений и не пытались делать: слишком непосильным грузом лягут они на плечи и без того скромного бюджета. Правда, в мэрии Твери предположили, что «если найдется достойный инвестор, который и для города расстарается», то они не против.

Определенные телодвижения наблюдаются и со стороны самого филиала «Социальной инициативы». Сменивший прежнего руководителя нынешний глава тверского филиала «СИ» Юрий Морошкин, с одной стороны, все огрехи валит на своего предшественника, с другой – обещает продолжение строительства. В чем и заверил в телефонной беседе корреспондента «РГ».

– Нами уже найден новый инвестор, который согласен достроить начатые дома на том условии, что вся территория «Первомайского-2» отдается ему под застройку. В мэрии же говорят, пусть сначала достроят уже начатое и только потом будут рассматривать дальнейшую совместную работу. Если договоренность все же будет достигнута, обещаю, что 1 февраля первый кирпич нового этажа в кирпичном доме будет заложен, – бодро сообщил Морошкин. И даже заверил, что многие вкладчики, еще совсем недавно забросавшие «СИ» заявлениями о выходе, ныне опять горят желанием строиться под брендом «Социальной инициативы». Пикантность ситуации в том, что как раз 1 февраля, если договор с инвестором так и не будет заключен, тверской филиал «Социальной инициативы» перестанет существовать.

Вкладчики коммандитного товарищества оказались в замкнутом круге. С одной стороны, взять на поруки незавершенное строительство и доводить все до ума собственными силами слишком накладно. С другой  – не выгодно, чтобы «СИ» была признана банкротом. По существующему законодательству, в случае банкротства долги погашаются в первую очередь лицам, потерявшим здоровье в фирме, во вторую – тем, кому не выплачена зарплата. После идут налоги и прочие платежи в фонды и бюджеты, а все вкладчики относятся к категории «прочие» и, соответственно, претендовать на многое вряд ли смогут.

   Комментарий

Владилен Зенин, президент Адвокатской палаты Ярославской области:

- Не только получить жилье, но и вложенные деньги соинвесторам компании будет весьма проблематично. Это же не вклад в банке, где государство гарантирует риски. В рамках уголовного дела на все имущество накладывается арест – дабы сохранить хоть что-то, что можно было бы в последующем реализовать. И только в том случае, если руководители фирмы в итоге будут признаны виновными, вкладчики могут рассчитывать на какую-то компенсацию. Однако доказать злой умысел и привлечь к уголовной ответственности руководителей таких пирамид бывает крайне сложно. Обычно речь идет о переводе дела в рамки гражданско-правовых отношений.  В Ярославле подобные прецеденты со строительными фирмами (только те продавали жилье по несколько раз) уже были – процессы по ним затягиваются на года. Потерпевшим причинен большой ущерб. Но не слышно, чтобы кого-то из руководства этих строительных контор признавали виновными в мошенничестве.