В прошлом году звукозаписывающие компании заработали на этом 1,1 млрд. долларов - почти втрое больше, чем год назад. Продано 420 миллионов песен, и электронные продажи составляют 6 процентов от общих доходов издателей, хотя еще пару лет назад они были нулевыми. По оценкам одной из крупнейших американских звукозаписывающих компаний, уже к 2010 году в новых форматах у них будет продаваться четверть всей музыки. Но общие доходы - в первую очередь от продажи компакт-дисков - пока падают: в 2005 году на 7 процентов.
Популярность формата mp3 из-за пиратского фактора приводит к изменению всей музыкальной индустрии. Еще несколько лет назад будущее американской компьютерной компании Apple вызывало опасения, а теперь она быстро идет в гору: больше половины своих заработков получает на музыкальном рынке, продавая карманные плейеры iPod, аксессуары и музыку для них. В 2005 году сборы составили гигантскую сумму - 3,4 млрд. долларов - и в основном это именно плейеры. Такой рост значит, что миллионы людей в США и в других странах раньше не пользовались карманными плейерами, а теперь все время слушают музыку. Компьютеризация музыки привела не только к изменениям в бизнесе звукозаписывающих компаний. Принципиально увеличилась важность музыки в жизни людей.
И в Интернете появляется все больше новых и оригинальных сервисов для слушателей музыки. Мы уже рассказывали о сайте Last.fm, на который можно автоматически записывать списки прослушанной вами музыки и получать затем рекомендации - что послушать еще, что слушают люди со вкусом, подобным вашему (подробнее rg.ru/2005/10/05/ radio.html). По другому принципу устроена служба Pandora.com. Ее создатели проанализировали с помощью программ огромное число музыкальных записей, запоминая ритм музыки, голос исполнителя, мелодику и т.д. И разбирает "гены музыки", точнее, составляющие, как, например, "умеренная синкопа". Затем вы вписываете на сайте название своей любимой группы - и слушаете радиопрограмму из песен с подобными "генами". Результаты получаются весьма убедительными: обнаруживается много новых интересных исполнителей.
Другой сервис - определение названия музыки, которая вам понравилась, а вы не знаете, что это такое. Например, установив на свой компьютер программу Tunatic (http://www.wildbits.com/tunatic), вы можете поднести радиоприемник к микрофону компьютера, и программа "на слух" определит, что это за песня такая. Она знает не все произведения, но очень многие. Другая программа - Musicbrainz.org - делает то же самое, но по файлам mp3. В этом формате файла есть специальная "метка", куда вписаны сведения о песне и исполнителе. MusicBrainz заполняет эти метки в файлах вашей музыкальной коллекции, если там было пусто. В результате программа-плейер будет корректно писать, что она сейчас играет. Но самый оригинальный способ определения музыки - это отстукивать ее ритм клавишей "пробел" на клавиатуре. Сайт www.songtapper.com определяет музыку по этому ритму. Правда, получается у него плохо, но идея все равно впечатляющая.
Люди слушают музыку в файлах, придумывают для нее новые сервисы, и с этим ничего не поделаешь. Звукозаписывающим компаниям остается только принять новую ситуацию и учиться продавать легальную музыку через Интернет и для мобильных телефонов. И это получается неплохо, люди готовы платить за удобство и качество сервиса. По данным исследований агентства Jupiter, в Великобритании и Германии 6 процентов пользователей Интернета регулярно легально загружают музыку, а нелегально обмениваются лишь 5 процентов. В России ситуация своеобразная - за счет законных схем коллективного управления авторскими правами существуют сайты, легально продающие музыку в десятки раз дешевле, чем западные аналоги (мы рассказывали подробно о ситуации ранее rg.ru/2004/04/02/doremi.html). Наш самый заметный сервер такого рода - allofmp3.com - прекрасно известен и американцам, вызывая там регулярные споры о легальности его использования. Но лучше всего, конечно, когда музыканты сами открывают свою музыку для бесплатной и легальной загрузки слушателями.
Это может быть заглавная песня из нового альбома, как, например, "Я - робот" Кати Чеховой (yarobot.ru). Открывают альбомы и полностью - и архивные, а вскоре после выхода в продажу - и свежие. Так, поклонники "Мумий Тролля" могут найти музыку группы по адресу: www.mumiytroll.com, а "Zемфиры" - на http://www.zemfira.ru