Это - реакция на резкую критику мэра, которой он подверг транспортников в разгар морозов. Но холода прошли, а пассажирам теплее не стало. "Во 2-м автобусном парке царит полный беспредел, - пишет, например, Юрий Семилет. - В 17.30 сел в автобус в Кузьминках 655-го маршрута (номер машины 02332). На улице мороз 13 градусов, а в автобусе не работает ни один отопитель". Александр, 23 года, просит принять меры против водителя автобуса 830-го маршрута, "который отправлялся от станции метро "Проспект Вернадского", последние цифры в номере "023". Дело в том, что водитель не удосужился даже печку в салоне включить. Результат - несколько десятков замерзших человек согревались паром из рта. И это при том, что дорога до Ново-Переделкино занимает не менее 40 минут". Константин Шаталов выдал целый список претензий: "Хочу пожаловаться на работу водителей 1-го, 14-го, 5-го автобусного и Филевского автобусно-троллейбусного парка: водитель 178-го маршрута открыл все двери автобуса на вход, несмотря на то что на остановке стояло не более 10 человек".
В чем же дело? Ведь как рассказала корреспонденту "РГ" Ольга Терно, начальник пресс-службы ГУП "Мосгортранс", еще до наступления холодов весь подвижной состав предприятия прошел специальную техническую подготовку. Специалисты привели в порядок системы отопления салона и пневмосистемы. Да и контроль за состоянием парка вроде бы организован.
"Анализ претензий пассажиров показал, что недовольство вызывают, как правило, устаревшие марки подвижного состава, конструктивно не приспособленные к работе при низких температурах", - рассказали корреспонденту "РГ" в департаменте транспорта и связи. К ним относятся прежде всего автобусы марок "Икарус-415" и "Икарус-435", а также старые трамвайные вагоны типа "Татра" и троллейбусы ЗИУ-682. Покупала их столица в 1992-2000 годах. Срок эксплуатации - от 7 до 14 лет. Но, к сожалению, на линию по-прежнему продолжают выходить около 600 устаревших машин и еще примерно 1100 просто не отвечающих современным требованиям. К примеру, в некоторых троллейбусах старых моделей мощность печки, встроенной в пол и расположенной в начале салона, всего 3 киловатта, в то время как в современных моделях уже не одна, а три печки по 5 киловатт.
В троллейбусах старых моделей мощность печки всего 3 киловатта
Как выяснилось, в соответствии с требованиями ГОСТа для климатических районов с умеренным климатом, к которым относится весь Московский регион, температура в пассажирском салоне при температуре окружающей среды минус 25 должна быть не меньше 15 градусов тепла через 15 минут после начала движения. Но когда через каждые 200-400 метров машина останавливается и распахивает двери, впуская в салон холодный воздух, температура падает гораздо ниже. "Переохлаждения" удается избежать, например, новым моделям троллейбусов, в которых не четырех-, а всего двустворчатые двери, благодаря чему ледяному воздуху гораздо труднее проникнуть в щели. Вот только когда столица избавится от всех "старичков?" К примеру, в прошлом году Москва приобрела 75 новых современных автобусов. Если дело пойдет такими же темпами и дальше, то впереди еще много зим, в течение которых пассажиров городского транспорта согреет только мечта о лете.
Пока же корреспондента "РГ" утешили тем, что водители общественного городского транспорта терпят бедствие наравне с пассажирами.
Кстати
Наябедничать на холод в наземном транспорте можно по телефону "горячей линии" самого "Мосгортранса": 953-55-47.